Стихи для упражнений по развитию мелкой моторики
НА БЛИНЫ | КТО ГДЕ ЖИВЕТ | ПАЛЬЧИКИ |
- Стала Рита гостей собирать. (хлопайте в ладоши) - И Иван приди, (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца) - И Степан приди, - Да и Андрей приди, - Да и Матвей приди, - А Митрошечка - Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки) - Стала Рита гостей угощать: (хлопайте в ладоши) - И Ивану блин, (левую кисть поверните ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди) - И Степану блин, - Да и Андрею блин, - Да и Матвею блин, - А Митрошечке - Мятный пряничек. (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза) - Стала Рита гостей провожать: (хлопайте в ладоши) - Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке) - Прощай, Степан! - Прощай, Андрей! - Прощай, Матвей! - И Митрошечка, - Мой хорошенький! | При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца. - Кто в деревне живет? - Лежебока – рыжий кот. - Маленький теленок, - Желтенький цыпленок, - Белая овечка, - Мышка под крылечком! - Раз, два, три, четыре, пять, - Их не трудно сосчитать! - Кто в лесочке живет? - Под корягой - старый крот, - За горой лисенок, - В ельнике - лосенок. - Под кустом – лисичка, - На сосне – синичка! - Раз, два, три, четыре, пять, - Будем пальцы загибать! - Есть у нас игрушка: - Это – погремушка, - Это – толстый мишка, - Это – чудо-книжка, - Это – неваляшка, - Это – кукла Машка! - Раз, два, три, четыре, пять, - Будем снова проверять! | В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки. - Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибаем и разгибаем большой палец) - Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки) - Этот самый ловкий пальчик у меня. И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. (Указательный палец) - Вот этот самый длинный пальчик у меня. Вместе с ним танцуют все его друзья. (Средний палец) - А вот этот пальчик лодырь у меня. Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. (Безымянный палец) - А этот пальчик-мальчик лучший у меня. Вместе с ним танцуют все его друзья. (Мизинец) - Все мои пять пальцев дружная семья. (Выполняем движение "фонарики") - И, когда они танцуют, танцую с ними я! (Хлопки в ритме текста.) |
НАШИ ПАЛЬЦЫ | ПЯТЬ УТЯТ | СОРОКА-БЕЛОБОКА |
- Пальцы встали дружно в ряд (покажите ладони) - Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) - Эти два- всему указка (ударьте указательный палец об указательный) - Всё подскажут без подсказки. - Эти два – середнячка (ударяем средний палец о средний) - Два здоровых бодрячка. - Ну, а эти безымянны (ударяем безымянные пальцы друг о друга) - Молчуны, всегда упрямы. - Два мизинца-коротышки (ударяем мизинчики друг о друга.) - Непоседы и плутишки. - Пальцы главные средь них (ударяем большие пальцы друг о друга) - Два больших и удалых. Во! (показываем Во!) | Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, "Киваем" кистью руки ("мамой-уткой") Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. Четверо утят плывут... Трое утят плывут... Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад. | Водим пальцем по ладошке и приговариваем: - Сорока-белобока - Печку топила, - Кашку варила, - Деток кормила! (теперь начиная с мизинчика, трясем пальчики) - Этому дала! - Этому дала! - Этому дала! - Этому дала! - А этому не дала! - Ты дров не рубил, - Воду не носил, - Печку не топил, - Кашку не варил, - Машу не кормил. - Не будет тебе кашки!!! |
ДРУЖНЫЕ ЗВЕРЯТА | КОЛЕЧКО | ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК |
Соединяем одинаковые пальчики рук. - Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок") - Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук) - Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук) - Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук) - Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук) - Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук) - Вот как разыгрались, - По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями) | Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки. Чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки - Медвежонок в гости шел. - К рыжей белке он зашел, - И на озеро, к бобру, - И к ежу зашел в нору, - Даже к комаришке - Заходил наш мишка! | - Пальчик-мальчик, Где ты был? - С этим братцем - В лес ходил. - С этим братцем – Щи варил. - С этим братцем – Кашу ел. - С этим братцем – Песни пел! |
ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ | ПАЛЬЦЫ | ЭТОТ ПАЛЬЧИК |
В этой игре все пальчики обеих рук по очереди, начиная с больших пальцев, согласно стишку прыгают по столу. - Вышли пальчики гулять. - А вторые догонять. - Ну а третьи бегом. - А четвертые пешком. - А мизинчик поскакал и в конце пути упал. (мизинчики прыгают, а потом ладошки ложатся на стол) | - Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл. - Указательный с порога указал ему дорогу. - Средний палец самый меткий он сбивает сливы с ветки. - Безымянный подбирает, - А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. | Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения. - Этот пальчик в лес пошел, - Этот пальчик гриб нашел, - Этот пальчик чистить стал, - Этот пальчик жарить стал, - Этот пальчик все съел – - Оттого и потолстел! |
ПАЛЬЧИКИ | МЫШАТА | |
Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика: - Этот пальчик маленький. - Этот пальчик слабенький. - Этот пальчик длинненький. - Этот пальчик сильненький. - Ну, а этот - толстячок. - А все вместе кулачок | - Раз, два, три, четыре, пять. - Вышли пальчики гулять. - Этот пальчик гриб нашел. - Этот пальчик чистить стал. - Этот - резал. - Этот - ел. - Ну, а этот - лишь глядел! | - Этот мышонок в норке сидит, - Этот мышонок в поле бежит, - Этот мышонок колосья считает, - Этот мышонок зерно собирает, - Этот мышонок кричит: "Ура! - Все собирайтесь, обедать пора!" |
ПАЛЬЧИКИ | ЗАЙЧИКИ | |
- Этот пальчик хочет спать, - Этот пальчик – прыг в кровать, - Этот пальчик прикорнул, - Этот пальчик уж заснул. - Встали пальчики. Ура! - В детский сад идти пора | Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак. - Раз, два, три, четыре, пять, - Вышли зайчики гулять. - Раз, два, три, четыре, пять, - В домик спрятались опять. | - Этот пальчик – дедушка, - Этот пальчик – бабушка, - Этот пальчик – папа, - Этот пальчик – мама, - Этот пальчик – я |
ВЕТЕР | РЫБКИ | ДОМ НА ГОРЕ |
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. - Ветер дует, задувает, - Пальму в стороны качает. - Ветер дует, задувает, - Пальму в стороны качает. Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими. - А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит, - А под пальмой краб сидит - И клешнями шевелит. - Чайка над водой летает Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе. - И за рыбками ныряет, Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения. - Чайка над водой летает - И за рыбками ныряет. - А под пальмой... - Под водой на глубине - Крокодил лежит на дне. Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила. - Под водой на глубине - Крокодил лежит на дне. Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения. - А под пальмой... | Ладони сомкнуты, чуть округлены - Пять маленьких рыбок играли в реке, Выполняем волнообразные движения в воздухе - Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок - И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение - Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." Качаем сомкнутыми ладонями - отрицательный жес) - А третья сказала: "Мне хочется спать !" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук - рыбка спи) - Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями - дрожь - А пятая крикнула: "Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются - рот - Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают | - На горе мы видим дом. (сложите домик из ладоней) - Много зелени кругом. (сделайте волнообразные движения руками) - Вот деревья, вот кусты. (изобразите руками ветки деревьев) - Вот душистые цветы. (сделайте из рук "бутон") - Окружает все забор. (покажите руками забор - кольцо рук) - За забором - чистый двор. (сделайте разглаживающие движения руками) - Мы ворота открываем. (показываем, как открываются ворота) - К дому быстро подбегаем. (изображаем пальцами бегущего человечка) - В дверь стучимся: Тук-тук-тук. (стучим кулак о кулак) - Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь) - Мы к вам в гости пришли - И гостинцы принесли. (сделайте из ладошек горсть, как будто вы что-то несёте) |
РУЧКА | УЛИТКА | ЧЕРВЯЧКИ |
- Ручка в зеркальце глядит, - Ручка пальчикам велит: (ладошки кладутся на ребро одна напротив другой) - Загибайтесь. (сгибаются пальцы в кулачки) - Выпрямляйтесь. (пальчики выпрямляются) - Снова в горстку собирайтесь (пальчики обеих рук складываются в горсточки) - Разбегитесь, распрямитесь. (снова ладошки друг напротив друга, только руки широко разведены) - В кулачки опять сожмитесь. - Кулачок на кулачок. (один кулак ставится на другой сверху) - Вновь ладошки на бочок. (первоначальное положение) - А теперь лежат ладошки, - Отдохнут они немножко. (руки кладутся на стол ладонями вниз) - Положили их на стол - И конец игре пришёл. (положили руки на стол ладонями вверх) | Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). - В домике она сидит, Улитка" раскачивается истороны в сторону - Рожки высунув, молчит. - Вот улиточка ползёт Ползёт вперёд по столу - Потихонечку вперёд. - На цветочек заползёт "Улитка" заползает на "цветочек" - Лепесточки погрызёт. "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка - Рожки в голову втянула, Рука "улитка" "втягивает рожки" - сворачивается в кулак - В домик спряталась, заснула. "Цветочек" - вторая рука закрывается, пряча "улитку в бутоне" | Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). - Раз, два, три ,четыре, пять, - Червячки пошли гулять. - Раз, два, три, четыре, пять - Червячки пошли гулять. - Вдруг ворона подбегает Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони) - Головой она кивает, Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз - Каркает:"Вот и обед !" Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер - Глядь - разводим руками - А червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди. |
МЫШКИ | ПАУЧОК | ПЧЕЛКИ |
- Мышки бегают по кругу: - Друг за другом, друг за другом! - Утащили мышки сыр, - Затевают мышки пир! - Водят мышки хоровод, - Делит сыр усатый кот: - Вот тебе, держи, кусочек, - Заворачивай в платочек! - Вот тебе кусочек сыра, - Запивай его кефиром! - Вот тебе, не прозевай, - Поскорее уплетай. - И тебе кусок достался, - Ты голодным не остался. - И последний, наконец! - Вот так котик, молодец! | Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. - Паучок ходил по ветке, - А за ним ходили детки. - Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). - Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям. - Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) - Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным - А за ним ползут все детки, - Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают по голове. | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке". - Домик маленький на ёлке, - Дом для пчёл, а где же пчёлки? Заглядываем в "улей". - Надо в дом постучать, Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга. - Раз, два, три, четыре, пять. - Я стучу, стучу по ёлке, - Где же, Где же эти пчёлки? Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки - Стали вдруг вылетать: Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают) - Раз два, три, четыре, пять! |
МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА | ПАУЧОК | ЦВЕТЫ |
- Маленькая мышка - По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям. - Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него. - И пальчиком грозит: Грозим пальчиком - "А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях). - А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок". - Такого непослушного - Я буду щекотать!" Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку. | Указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Получилось? А теперь пытаемся поворачивать руки так, чтобы верхнее соединение пальцев оказалось в низу и наоборот. Поворачиваем и говорим: - Паучок из паутинки - Нам плетет свои картинки. - Он плетет, плетет, плетет. - Паутиночка растет. - Вот он сплел большую шаль, - А в ней бабочка - как жаль. - Но мы бабочку спасем! - Паутиночку порвем! (на этом руки разводим в стороны) | - Наши красные цветки - Раскрывают лепестки. (обе руки кладутся локтями на стол, пальцы собраны в горстки-цветки, когда цветки раскрываются, то пальцы раздвигаются) - Ветерочек дышит, - Лепестки колышет. (пошевелили пальчиками) - Наши красные цветки - Закрывают лепестки. (пальцы опять собираются в горсти) - Головой качают, - Тихо засыпают. (покачали горсточками и положили их на стол) |
ЗАМОК | ШЛА КУКУШКА | МИРИЛКА |
- На двери висит замок. (обе ручки складываются в замочек) - Кто его открыть бы смог? - Потянули. (локти развести в разные стороны и как будто бы потянуть руки, но не разжимать пальцы) - Покрутили. (в этом же положении покрутить сложенные кисти перед собой) - Постучали. (опять свести локти и постучать ладошкой об ладошку, при этом, не разжимая пальцев) - И ... открыли. (дунуть на замочек, и он откроется, ручки разомкнуться) | Шла кукушка мимо рынка, Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты). - У неё была корзинка, Ладони соединяются "ковшом" (корзинка). - А корзинка на пол - бух! Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки. - Полетело десять (девять, восемь) мух! Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту. | Друзья сцепляются мизинчиками правой руки (когда друзья поссорились), трясут ими и приговаривают: - Мирись, мирись, мирись. - Больше не дерись. - Если будешь драться – - Я буду кусаться. - А кусаться не причем - Буду драться кирпичом. - А кирпич ломается - Дружба начинается. (на этом мизинцы расцепляют) |
КОЛЕЧКИ, УШКИ, РОЖКИ, | ГЛАЗКИ | РОЖКИ |
Тестовое упражнение для ребёнка при поступлении в школу на владение координацией. Упражнение повторят, убыстряя темп. Говорим: - Колечки. (при этом на обоих руках соединяем большой и указательный пальцы, синхронно, образуя колечко) - Ушки. (показываем пальцами обеих рук латинскую букву "V", так же синхронно) - Рожки. (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно) | Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их. - Глазки у волчонка, - Глазки у зайчонка, - Глазки у котенка, - Глазки у козленка, - Глазки у цыпленка, - Глазки у утенка, - Глазки у лисенка, - Глазки у ребенка! | Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки. То же упражнение выполнить пальцами левой руки. То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; - Я коза-дереза, - Все деревни я гроза! - Забодаю я рогами, - Дай мне каши с пирогами! - У меня крутые рожки, - Дай конфеток мне немножко! |
ПИРОЖКИ | СОЛНЦЕ | УШКИ-РОЖКИ |
- Тесто с бабушкой катаем. (движениями показываем, как катаем тесто скалкой) - С мамой лепим пирожки. (как обычно - ладошка на ладошку в одну сторону в другую) - Ну, а с папой уплетаем - Пирожки за две щеки. (указательный палец левой руки на левую щёку, указательный палец правой руки - на правую) | - Солнце ярко-ярко светит, (кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак - делать быстро-быстро) - Не замёрзнем летом мы. (обнять себя) - Согревает всё на свете (кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак) - И быстрей растут цветы. (делаем "фонарики") | Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца. То же упражнение выполнить пальцами левой руки. То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; - У улитки-крошки - Маленькие рожки. - У зайчишки ушки, - Ушки на макушке! |
ЖУК | ГУСЬ | ПЕТУШОК |
Под этот стишок можно что-нибудь изображать с пальчиками, сжимать-разжимать кулачки, наклонять ручки в такт строчек про ветер. - На лужайке, по ромашкам, - Жук летал в цветной рубашке; - Жу-жу-жу, жу-жу-жу, - Я с ромашками дружу. - Тихо на ветру качаюсь, - Низко-низко наклоняюсь. | Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу: - На лугу гуляет гусь. - Головой мотает. (показываем, как он это делает) - Я его чуть-чуть боюсь: - Он за ноги щипает. | Соединяем кончики указательного и большого пальцев вместе, изображая клюв. Остальные пальцы распрямляем в разные стороны, изображая петушиный гребешок. И стучим "клювом" об стол. - Петушок клюёт зерно - Очень мелкое оно. - Петушок клюёт, клюёт, - Клювом зёрнышки берёт. |
ПТИЧКА | НОЖКИ | ПРО БОБРА |
По ладошке стучим указательным пальчиком и говорим: - Села птичка на ладошку, - Посиди у нас немножко. - Посиди не улетай. - Улетела птичка, ай! (на последнем слове прячем руки за спину) | Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук - "соревнование" - Ножки, ножки, Топ-топ-топ! - Ножки, ножки, Шлеп, шлеп, шлеп! - Раз шажок, два шажок, - Догони меня дружок! | Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук - "соревнование" - Шел бобер, нес топор, - Шел бобер через бор. - Шел бобер через болото, - Шел бобер искать работу! |
ПЧЕЛКА | ТАРЕЛОЧКА | РАЗГОВ0РЧИК С МАЛЫШОМ |
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. То же левой рукой. То же двумя руками. - Я пчела, лечу, лечу, - Меда сладкого хочу! - Я лечу, я жужжу, - Я на клевере лежу! | Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу; - У пушистой белочки - Круглая тарелочка, - У полосатой кошки - Маленькая плошка! | - Как папа деньги зарабатывает? (малыш на этот вопрос стучит кулак о кулак) - А как мама их тратит? (малыш показывает, как сдувает купюры с раскрытой ладошки) |
ЧЕЛОВЕЧЕК | КОМАРИК | КОЗА |
- Человечек шел, шел, - Человечек шел, шел - И до Риты дошел. (шагаем по подбородку и губам малыша, как по ступенькам) - Раз, два, три. - Дззззииииииииинь! (нажимаем на носик) | - Сел комарик под кусточек - На еловый на пенёчек - Свесил ножки на песочек - Сунул носик под листочек - спря-ятался (последнее проделываем вместе с ребёнком закрывая носик-лицо ручками.) | Показываем ребёнку "козу" из пальцев и надвигаясь, говорим страшным голосом: - Идёт коза рогатая, - Идёт коза бодатая, - Кто кашу не ест, молока не пьёт – - Забодает, забодает. (щекочем малыша) |
игры
МЕДВЕЖАТА | ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ | ЛАДУШКИ |
- Медвежата в чаще жили, - Головой своей крутили. - Вот так, вот так - головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево) - Медвежата мёд искали, - Дружно дерево качали. - Вот так, вот так - дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево) - И в развалочку ходили, - И из речки воду пили - Вот так, вот так - и из речки воду пили (наклоны в перёд) - А ещё они плясали! - Дружно лапы поднимали! - Вот так, вот так - кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки) - Вот болотце на пути! - Как его нам перейти? - Прык да скок! - Прык да скок! Веселей скачи дружок! | - Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки) - Мыли мылом ножки, (изображаем, как мы моем ножки) - Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой) - Ладушки – ладошки. (крутим ладошками над головой) - Наварили кашки, - Помешали ложкой, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке) - Ах, какие ладушки, - Ладушки – ладошки. - Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой) - Домик для матрешки. - Ах, какие ладушки, - Ладушки – ладошки. - Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щеку) - Отдохнуть немножко. - Ах, какие ладушки, - Ладушки – ладошки. | - Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. - Кашка масленая, - Бражка сладенькая. - Попили, поели… - Кшш! Полетели! (машем руками) - На головку сели. (опускаем руки на голову) |
КАША | ЗАЙЧИК И БАРАБАН | КОМАРИКИ |
Эта игра будет развивать у ребенка чувство ритма. Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая: - Горячая каша, холодная каша, - Томится в горшочке любимица наша. - Давно уж давно подружились мы с нею, - Но выбрать не можем - какая вкуснее? - И с пылу и с жару прекрасна она, - И каша холодная тоже вкусна. - Не будем мы медлить с вопросом таким - И кашу любую быстрее «съедим». (На слове съедим дотроньтесь до носика ребенка пальцем). | Делаем зайчика: кулачок с поднятыми вверх указательным и средним пальцами. - Зайчик прыгал по полянке (шевелим заячьими ушками) - И увидел барабан. - Он схватил его за лямки, - На траве нашел две палки - И стал бить: тарам-тарам (показываем, как бьют в барабан) - Он три круга с ним попрыгал, - Бил в него, ногами дрыгал. (дрыгаем ногами и прыгаем) - А когда, сильнее хлопнул, - Барабан наш взял и лопнул! (хлопаем громко в ладоши) | - Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши) - Летели комарики, - З-з-з! (Сложили пальцы рук в щепоть) - Вились, вились, (Обе руки совершают круговые движения) - Вились, вились, - В НОСИК вцепились! («комарики» вцепляются в носик) (Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.) |
СОВА | МИШКА КОСОЛАПЫЙ | ИГРЫ |
- Летела сова. - Большая голова. (машем ручками) - Летела, летела - На пенек села. (приседаем) - Глазками хлоп-хлоп (моргаем) - Ножками топ-топ (топаем ногами) - Головой повертела - И дальше полетела. (вертим головой и машем руками) | - Мишка косолапый - По лесу идет. (показать, как идет, переваливается медведь) - Шишки собирает - И в карман кладет. (делаем вид, что собираем шишки в карман) - Вдруг упала шишка - Мишке прямо в лоб. (стучим кулаком в лоб) - Мишка рассердился - И ногою - топ! (рычим и топаем ногой) | - Темный лес (волосы) - Чистое поле (лоб) - Две тополи (брови) - Два стекла (глаза) - Трамбомболя (нос) - Лепетоля (рот) - Точка (подбородок) |
ИГРЫ | ИГРЫ | ЧАСИКИ |
Указываем пальцем на части лица малыша и приговариваем: - Лес (волосы) - Поляна (лоб) - Горбик (нос) - Яма (рот) | - Стенка, стенка (потрогать щечки) - Потолок (потрогать лобик) - Две ступеньки (прошагать пальцами по губам) - Дзинь - звонок! (нажать на носик) | Ребенок машет прямыми руками вперед назад - Ходят часики вот так: - Тик-так, тик-так. - Не спешат, не бегут. - Ровно в полдень громко бьют: - Бом-бом-бом. (топает ножкой) |
СТРЕЛКИ | МЫШИ | БАРАШКИ |
Нужно хотя бы три игрока. Игроки встают в круг и соединяют руки таким образом, что бы правая кисть руки каждого из участников повернутая ладонью вверх была на раскрытой ладони левой руки игрока-соседа. Разобрались? Тогда начинаем. Первый игрок, по договорённости, начинает: хлопает правой ладонью по правой ладони соседа, тот в свою очередь после хлопка, также хлопает своего соседа. На последнем слове, если не одёрнешь руку и тебя хлопнут по ладони - ты проиграл и выходишь из круга. И т.д. по кругу при этом все говорят такие слова: - Чёрные стрелки - Обходят циферблат, - Быстро, как белки - Колёсики стучат. - В каждой минуте - По шестьдесят секунд, - Бегут, бегут колёсики. - Бегут, бегут, бегут. | Игра с одним или несколькими малышами, в год - полтора детки уже понимают, что к чему. Мама выставляет руку ладонью в низ, а малыш ставит свой указательный пальчик маме под ладошку. - Под моею крышей, - Собралися мыши! - Стала мама их считать: - Раз, два, три, четыре, пять. (на "пять" мама сжимает ладонь в кулак и ловит пальчик, а малыш должен успеть пальчик убрать) | Сажаете ребенка перед собой, можно на коленки лицом друг к другу: - Два барашка на мосту - Спорят и ругаются - Уступить никто не хочет - Целый день бодаются (бодаем друг друга лбами) - Забодаю, забодаю... |
ЗАЙЧИК. | ВЕДЕРКО | КРЫША |
Игра на реакцию Мама делает решётку из перекрещенных указательных и средних пальцев обеих рук. И говорит такие слова, после которых малыш должен в решётку засунуть свой указательный пальчик и быстро высунуть, пока мама пальцы не сомкнула. Если удалось, мама снова начинает. - Зайчик, зайчик, сунь свой пальчик! | Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие; - Приходил Егорка, - Приносил ведерко. - Расплескалась вода, - Лей скорей еще сюда! | Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук; - Заходите к нам в домишко! - Здесь живут кроты и мышки, - Волк, барашек, лягушонок, - Косолапый медвежонок! |
игры на коленках
ЗАЙКА | НА ЛОШАДКЕ | МЕДВЕДЬ |
Сажаем малыша на коленки лицом к себе и повторяем действия стишка - Зайка серенький сидит и ушами шевелит - Вот так, вот так и ушами шевелит - Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть - Вот так, вот так надо лапоньки погреть - Заинька устал стоять - надо зайке поскакать - Вот так, вот так надо зайке поскакать (свои ноги вверх вниз) - Зайка волка увидал - быстро зайка убежал |
Свежие комментарии