На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир детей

2 272 подписчика

Свежие комментарии

  • galina andreeva
    Браво...молодец..сумела развести...и в тоже время показать.какие мужчиные разные в своём началеИтак, я живу с тр...

«Ты в класс пришла или на панель?!»: как нас унижали в школе

Первое сентября,и многие из нас начинают нервничать перед этой датой,хотя давным-давно закончили школу. Объяснение этому очень простое: мы получили жестокую травму,которая аукается до сих пор. Потому что если ты девочка — школа тебя унижала. Каждый день. По расписанию. От звонка до звонка.

GettyImages

Школьная форма

Если ты пошла в школу после 1992 года,тебе повезло не столкнуться с кошмаром под названием«школьная форма». Но те из нас,кто в начале 90-х школу еще не закончил,вынуждены были ежедневно сталкиваться с проблемами.

  • Общество

    Пропаганда нищеты: как социальная реклама унижает женщин

  • Общество

    6 реальных людей,которые попали в «фильмы ужасов»

Школьная форма для девочек в позднем СССР и России представляла собой коричневое(реже — синее) шерстяное платье с черным(повседневным) или белым(праздничным) фартуком. Брюки в принципе не предполагались. То есть в любое время года и в любую погоду девочка должна была выходить на улицу в юбке. И это в стране,где во многих регионах зима длится почти весь учебный год,и это суровая зима. Естественно,под форму приходилось надевать теплые штаны или рейтузы,а потом снимать их на глазах у всех — отдельные раздевалки для девочек существовали и существуют только возле спортивного зала.

При этом форменное платье не предполагало никакой вариативности: в межсезонье в нем было холодно и на улице,и в школе,летом — невыносимо жарко везде(длинные рукава,воротничок и фартук особенно этому способствовали), зимой — холодно на улице и жарко в школе. Но даже это — не главная проблема,самое неприятное начиналось в старших классах,когда выяснялось,что юбка форменного платья слишком коротка для того,чтобы чувствовать себя в ней комфортно. Нужно было придерживать ее всякий раз,поднимаясь по лестнице,потому что демонстрировать свое нижнее белье считалось страшным позором,но подняться на лестницу и не продемонстрировать его всем желающим было просто невозможно из-за длины юбки.

В моем классе была девочка красивая и видная,рано развилась. С подачи учителей ее все дразнили и считали шлюхой. Один раз ее учитель отчитал у доски за то,что у неё слишком короткая юбка и он не знает,на что смотреть: на ее ответ на доске или на трусы. Причём заставил ее доделать пример,она стояла у доски и знала,что все пялятся на ее ноги.

В холодное время года девочки,конечно,надевали колготки,но старшеклассницы,естественно,не хотели носить уродливые хлопковые колготы«в рубчик», а капроновые мгновенно рвались о края стульев. Но даже это было не самой большой неприятностью.

Самая главная проблема — то,что мы все ежедневно ощущали себя ужасно некрасивыми и нелепыми. Именно в то время,когда любой подросток и без школьной формы переживает период нелюбви к собственному телу. Коричневый цвет формы не шел никому. Фасон был рассчитан на фигуру маленькой девочки,взрослеющие девушки мучились и с длиной юбки,и с корсажем,сдавливающим грудь,и с тем,что изменить ничего было нельзя.

Но так ли повезло тем,кто учился уже после отмены обязательной школьной формы? На самом деле,нет. Единого дресс-кода не существовало,зато он существовал в воображении учителей и школьной администрации. И любое нарушение правил жестоко каралось проверенными методами: унижениями и оскорблениями.

Физичка за накрашенные ресницы и короткие юбки(старшие классы) называла«подстилками». Вообще,«украшательства» себя вызывали вот это вот: «Шляетесь с парнями,сосётесь,принесёте в подоле! Позор родителям! Сотри помаду! Лучше займись делом!» Причём не только у физички. Очень унижали за капроновые колготки,лак. Не объясняли,что вот есть школьный дресс-код,а сразу записывали в продажные девки.

Мама купила мне новый джинсовый костюм — ну там джинсы-клеш с блестками(тогда это был особый шик), джинсовый пиджак похожего вида. А надо сказать,что достаток в семье был весьма скромный,так что любые обновки считались за праздник. И вот я пришла в школу ужасно гордая и счастливая,вся в новом,ну принцесса. И умудрилась опоздать минуты на две на урок. Извинилась,прошмыгнула на свое место — вообще обычное дело было. Препод заставила встать и сказала: «Вот,посмотрите на нее,некоторые думают,что можно так выделяться — мол,сегодня я лучше других,мне все позволено». Я рыдала весь вечер. Кажется,это был класс седьмой.


Иди умойся!

Украшать себя хоть как-то категорически запрещалось. И не просто запрещалось: накрашенные ногти или ресницы,необычная прическа или серьги в ушах становились поводом для оскорблений и унижений. В большинстве школ практиковались утренние проверки: завуч или сам директор встречали школьниц утром и отправляли домой тех,кто,по их мнению,выглядел неподобающе.

В школе стояла на входе завуч. Проверяла длину юбки: если ее не устраивала(как слишком короткая,так и слишком длинная), отправляла домой переодеваться. Так же она не пускала в школу накрашенных,нужно было идти смывать на колонку рядом с школой,независимо от времени года. Волосы полагалось только в косу,с хвостом классный руководитель вызывала к доске и говорила: «Вот,смотрите,не голова,а лошадиная задница!»

Почти всегда это сопровождалось отвратительными нравоучениями и всегда девочку обвиняли в желании привлечь к себе именно сексуально окрашенное внимание. Проще говоря,ее обзывали шлюхой. И это считалось совершенно нормальным: красить ресницы нельзя,а публично оскорблять ребенка — можно,даже нужно. Общественно одобряемое деяние.

В пятом или шестом классе в начале года учительница,заменяющая русский,когда меня увидела,высказалась,что она думает о «бабской моде красить волосы перьями» и потащила меня под кран(в кабинете почему-то была раковина) перед всем классом мыть волосы с хозяйственным мылом. Волосы у меня были выгоревшие,я потом прорыдала оставшиеся уроки…

Как-то в 13-летнем возрасте пришла в школу со слегка подкрашенными ресницами и парой прыщей,замазанных тональником. Учительница при всём классе пристыдила меня: «Не надо казаться лучше,чем есть на самом деле! Особенно если не лучше». Подвела к раковине прямо в классе и умыла при всех.

Скольким из нас пришлось рыдать после совершенно несправедливых унижений? Скольким пришлось уходить с уроков домой,потому что«пока не умоешься — не смей возвращаться»? Может ли что-то быть хуже,чем подобное унижение? Может.

Туалеты без дверей

Хуже школьных туалетов не было ничего. Потому что двери в кабинки отсутствовали как класс. Объяснялось это соображениями безопасности(хотя для безопасности можно делать двери,не достающие до пола и потолка) и дисциплины. Это вообще не работало,потому что отсутствие дверей никому и никогда не мешало курить в школьных туалетах. Зато мешало пользоваться ими по назначению.

Сама идея того,что девочка может отправлять естественные надобности на глазах у окружающих,в принципе чудовищна,и это просто вопрос физиологии: мальчики могут пользоваться писсуарами,девочки же вынуждены полностью обнажиться от пояса до колен как минимум — и все это на глазах посторонних: одноклассниц и старших девочек,а порой и мальчишек,для которых предметом особой доблести был штурм женского туалета. В этой ситуации многие из нас терпели до последнего,зарабатывая себе проблемы со здоровьем. И безумно боясь этих проблем со здоровьем. Потому что терпеть тошноту или кишечное расстройство совершенно невыносимо,но сделать ЭТО в туалете без дверей тоже немыслимо.

А потом мы взрослели,и у нас начинались менструации. И менять тампоны или прокладки тоже нужно было в туалете без дверей. Без дверей,без туалетной бумаги,без мыла,без полотенец. Наверное,и без всякого стыда. Хотя вообще-то школа приучала нас к тому,что месячные — это очень-очень стыдно.

Спрячь свое естество!

Первые менструации сами по себе являются проблемой для очень многих девочек: они бывают очень болезненными,длительными,нерегулярными и чрезвычайно обильными. Осознать саму мысль о том,что твое тело теперь будет ежемесячно кровоточить,довольно непросто,но при этом нужно привыкнуть к новым и часто неприятным ощущениям. Сейчас мы понимаем,что в этот момент девочка нуждается в поддержке со стороны самых близких,а со стороны окружающих — в доброжелательности и тактичности. Вместо этого первые менструации превращаются в сеанс ежемесячной публичной казни: с одной стороны,девочке внушается,что-то,что с ней происходит, — очень грязно,очень стыдно и неприлично. С другой — она так или иначе вынуждена сообщать об этом окружающим: в туалете невозможно сменить прокладку или тампон в одиночестве. Освобождение от физкультуры нужно было выпрашивать перед уроком в присутствии всего класса,что обычно порождало весьма бурную реакцию одноклассников. Учитель был вправе не выпустить девочку из класса на уроке,несмотря на то что«потерпеть» в этой ситуации нельзя.

В нашей школе освобождения от фикультуры по причине«критических дней» нужно было получать у медсестры. На слово она никому не верила — требовала предъявить,что там у тебя… О прокладках,а тем более тампонах,мы тогда и не слыхали,так что…

И при этом стыдить девочек никто не прекращал: о менструациях нельзя было говорить в присутствии мальчиков и мужчин,это«стыдно и грязно», но отчего-то учителям говорить об этом открыто было можно. В оскорбительном тоне.

У меня критические дни были странные и довольно длительные. На физкультуру я не ходила. Обычно достаточно было сказать учителю тихонечко«я не могу» и вопросов не возникало. Но однажды учитель спросил меня,почему я без формы,я ему отвечаю,что не могу. А он как рявкнет на весь спортзал: «Не ври! У тебя месячные на прошлой неделе были!» Меня как дерьмом окатили…

Терпение и «труд»

За женскую физиологию девочек в школе стыдили и унижали,но при этом требовали от них«истинно женских» знаний и умений. Которые преподавали на уроках труда. Мальчики проводили эти уроки в мастерских,сколачивая табуретки и скворечники,а девочкам доставались кулинария и шитье. И если с кулинарией все в принципе ясно(любому взрослому человеку,независимо от пола,совершенно не повредит умение готовить элементарные блюда и разбираться в качестве продуктов), то с шитьем — совершенно нет. Да,умение пришить пуговицу или укоротить брюки тоже не повредит никому. Но кому в реальной жизни пригодилось бы умение строить выкройки фартуков,халатов и юбок с клиньями? Кройка и шитье — это очень узкие и специфические навыки,в современном мире необходимые только специалистам и тем,кто сделал это своим хобби. Да,раньше женщины вынуждены были обшивать себя и семью,потому что одежду было сложно или даже невозможно купить. Но эти времена давно прошли,а уроки труда в школьной программе остались. И две длинные четверти,вторую и третью,девочки были вынуждены сражаться с выкройками и швейными машинками. И тех,кто не справлялся,стыдили. Стыдили и обещали им страшную кару: «Кто тебя замуж возьмет с такими кривыми руками?»

Мальчик может быть ребенком,а ты — нет

Впрочем,к проблемам старшей школы,которые нам устраивала сама школа,нас готовили заранее. С самого первого класса. Рефрен«Ты же девочка!» сопровождал нас с первого сентября: нельзя спорить,нельзя ругаться,нельзя бегать,нельзя хулиганить,нельзя шуметь,нельзя неаккуратно обращаться с тетрадями,нельзя иметь плохой почерк,нельзя пачкать одежду и портить прическу. Ты же девочка! И пока мальчики продолжали быть детьми со всеми атрибутами счастливого детства,девочкам приходилось превращаться в почтенных матрон. Семилетних.

При этом никакой власти,почтенным матронам положенной,девочкам не давали. Максимум,что нам позволялось, — это стыдить мальчиков за плохое поведение и доносить учительнице. Если делать это особенно старательно,можно было стать любимицей. Но при одном условии: учиться следовало только на отлично.

Быть двоечницей нельзя

То,что к девочкам предъявляют завышенные требования в учебе,ни для кого не секрет: девочке полагается быть ответственной,делать все домашние задания и аккуратно вести дневник и тетради. Получать при этом желательно только пятерки. Четверки допускались. А вот тройки уже подводили нас к краю пропасти: за тройкой следовала двойка,а быть двоечницей ни в коем случае нельзя. «Двоечница» — это приговор.

Мальчики-двоечники почти никогда не становились изгоями в классе. Учителя часто оправдывали нежелание учиться темпераментом мальчика: «Он не дурак,просто раздолбай и хулиган». При этом двойки,которые получал мальчик,почти никогда не влияли на его жизнь в социуме: да,его ругали на уроках,но вне занятий он запросто мог быть лидером класса. Или,по крайней мере,не чувствовать себя парией: дружили с ним все равно не за оценки.

Девочка-двоечница всегда превращалась в жертву буллинга,причем стараниями самих же учителей: они не давали оценку ее знаниям на основе двоек,они давали оценку ее личности. И почему-то двоечница,как правило,оказывалась не просто«глупой и бездарной», но еще и неразборчивой в связях. Проще говоря,шлюхой.

С 9 по 11 класс конфликтовала с математичкой. Она постоянно называла меня шалавой. Для нее это слово было синонимом бездельницы. Все мои попытки лично ей объяснить,что это совсем разные слова и это очень обидно и унизительно,успехом не увенчались. Доходило до директора и исключения меня из школы за неуважение к учителю.

Все твои проблемы от того,что ты — такая

То есть от того,что ты — девочка. Нет и не было никаких причин для того,чтобы превращать 11 школьных лет в персональный ад для девочек. Но это происходило. И продолжает происходить. Все,что ты можешь сделать в этой ситуации, — это защитить свою дочь,если она у тебя есть. А если у тебя сын,то ты можешь научить его не поддерживать эту массовую травлю. Кто-то должен это остановить.

П.С.

Статья набирает обороты в сети. У всех учителя были садисты, психопаты, скоты, уроды, быдло, хамье и сексуальны недоманьяки?

А то у меня в школе были прекрасные добрые порядочные люди.

источник

Картина дня

наверх