В наше время популярна теория о том, что ребенок намного мудрее своих родителей и он сам способен выбрать, чем ему заниматься и каким способом развиваться. А взрослые, как правило, мешают этому естественному процессу. Но на самом ли деле это так?
Мария Монтессори – известнейшая среди педагогов личность, итальянский врач и педагог, в начале ХХ века разработавшая уникальную в своем роде методику развития и воспитания ребенка.Монтессори длительное время работала в детской психиатрической клинике, что дало ей возможность на основе своих наблюдений определить основные принципы гармоничного развития личности ребенка в разные периоды его жизни. На основе принципов методики Монтессори построено воспитание детей в детских садах и центрах раннего развития почти 80 стран мира.
СУТЬ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ
Мария Монтессори была убеждена в том, что самый важный период развития человека – с рождения и до шести лет, так как именно в это время формируется его интеллект и психика. Именно поэтому важно не мешать естественному развитию, а, наоборот, всячески помогать и предоставлять любые средства для самопоиска малыша.
Вся идеология методики Монтессори основана на обращении к индивидуальности ребенка, его самобытности, уникальности характера и способностей. Одним из важнейших принципов воспитания детей считается их самостоятельность. Фактически, малыш сам выбирает себе средства для своего развития и способы реализации своих естественных задатков. Родители или педагог призваны, наблюдая, помогать, не вмешиваясь и не решая, чем кроха будет играть, что можно, а чего нельзя, что ему рано или не подходит по какой-то причине. Все, что ребенку интересно, родители должны брать во внимание. Это можно преподнести как игру, которая приносит удовольствие и маме, и папе, и ребенку.
Цель развития по системе Монтессори – вовсе не сделать из ребенка маленького Эйнштейна, легко оперирующего цифрами и формулами, а воспитать человека, которому интересен сам процесс самообразования, который стремится знать и понимать, учиться и познавать новое. Понятное дело, имея такие качества, человек не может не достигнуть успеха в жизни.
МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛЫ
Согласно теории Монтессори, самое лучшее и самое правильное, что должен сделать взрослый для ребенка, – создать благоприятную для развития среду, но не больше, причем имеется в виду не что-то абстрактное, а конкретное пространство, в котором малыш сможет учиться всему новому. Как оно должно выглядеть?
Это должны быть несколько зон в комнате, в одной из которых ребенок будет развивать свои сенсорные способности и мелкую моторику (рамки с крючками, бантиками, пуговичками, застежками и т.д.), в другой – учиться самообслуживанию, играя, например, с игрушечными бытовыми приборами и инструментами, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, внимательность (кубики и цилиндры, сортеры, карточки, мячики и всевозможные игры с ними), ещё в одной – тренировать математические способности (счетные бусы, геометрические фигуры с формочками, доски умножения/деления и пр.).
Материалов Монтессори слишком много, чтобы их описать, но элементы методики можно встретить даже на обычных детских площадках – разноцветные счетные баранки или вращающиеся кубики с буквами, например, не что иное как игрушки Монтессори. В наших государственных садиках игры Монтессори тоже весьма и весьма популярны, так что говорить, что система Монтессори– только «для избранных», не приходится.
НЕДОСТАТКИ МЕТОДА МОНТЕССОРИ
Критики Монтессори указывают на то, что методика не уделяет должного внимания развитию творческого потенциала ребенка – нет ролевых игр, нет места для импровизации и полета фантазии. Всё верно, если не учитывать тот момент, что методике уже более ста лет, а за это время многие не менее талантливые педагоги, чем сама автор метода, привнесли в методику множество того, на чем Мария Монтессори не акцентировала своего внимания. В том числе и творчество. Вряд ли сегодня найдется садик или группа раннего развития, где дети не лепят, не рисуют, не читают и не играют вместе.
Ещё один из часто называемых минусов системы Монтессори – противоречия в самих принципах воспитания. Например, педагог должен не вмешиваться в игры детей, но в то же время строгая дисциплина (в Монтессори-садиках это один из ключевых моментов) не воспитывается иначе как вмешательством взрослого. Хотя вмешательство вмешательству рознь – конечно же, всё зависит от конкретного воспитателя и его подхода к детям.
ИТОГ
Методика Монтессори не зря настолько популярна сегодня: беспрепятственно и самостоятельно всесторонне развитая личность, без сомнения, достигнет успеха в современном мире, где конкурируют не профессии, а навыки, хватка, упорство, способность к самообучению.
Конечно, можно самостоятельно организовать Монтессори-уголок в своем доме, купить материалы, разные игры, но методика не состоит только из одних материалов – приобрести их недостаточно, чтобы достигнуть ожидаемых результатов – лучше, если развитием ребенка будут заниматься специально обученные профессионалы
Свежие комментарии