Некоторые родители учеников младших классов бывают удивлены, когда у их нормально развивающегося ребёнка выявляется дисграфия.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребёнка дисграфия? Как можно помочь ребёнку? В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы.
Дисграфия — это трудности в овладении навыком письма, которые проявляются в стойких, повторяющихся ошибках при письме. Причём эти ошибки не связаны с изучением правил орфографии.
Итак, что они собой представляют, эти злополучные дисграфическиеошибки?
1.Замена букв при письме по оптическому сходству: б-д, п-т, м-л, Е-З, а-о, д-у.
2. Ошибки, причиной которых является нарушение произношения. Если ребёнок не произносит или произносит неправильно какие-то звуки, а также если он заменяет одни звуки другими в устной речи, то это может отражаться и на письме. В тетради такой ребёнок будет писать то же самое, что он говорит: шуба -- «суба», лампа – «вампа», кролик – «колик».
3. Если у ребёнка нарушен фонематический слух, то он заменяет буквы, которые обозначают сходные по звучанию звуки:
• гласные: о-у, ё-ю;
• твёрдые и мягкие согласные, например, лёд -- «льод», ключ – «клуч»;
• парные звонкие и глухие согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с;
• свистящие и шипящие: с-ш, з-ж, ц-ч, ч-щ;
• и ещё встречаются замены: р-л, л-в, ль-й и др.
При этом виде дисграфии особые трудности у детей вызывает письмо под диктовку.
4. Также к дисграфическим ошибкам относятся ошибки на пропуск гласных и согласных букв и слогов, их перестановку в словах.
5. Ещё один признак дисграфии – это слитное написание слов (по лесу –«полесу», Ваня пел – «ваняпел»), или раздельное написание частей слова (пришёл – «при шёл», закладка – «заклад ка»).
6. К дисграфическим ошибкам также относятся ошибки, связанные с нарушением границ предложения: дети могут не ставить знак препинания в конце предложения и начинать писать предложение с маленькой буквы.
Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что если ошибки единичны, то к дисграфии они отношения не имеют. При дисграфии одни и те же ошибки часто повторяются.
Часто у детей с дисграфией почерк неразборчивый, неровный, им даже трудно удерживать строку. При письме ребёнок испытывает трудности и пишет медленно. В классе ребёнок-дисграфик испытывает дискомфорт, так как переживает из-за многочисленных ошибок, из-за того, что работает медленно и не успевает, из-за недовольства со стороны учителя.
К счастью, дисграфию можно преодолеть. Конечно, это процесс длительный, могут потребоваться месяцы и годы регулярных занятий.
Устранить дисграфию невозможно в одиночку: родители, учитель и логопед должны объединиться в борьбе с этой проблемой.
Свежие комментарии