На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир детей

2 273 подписчика

Свежие комментарии

  • galina andreeva
    Браво...молодец..сумела развести...и в тоже время показать.какие мужчиные разные в своём началеИтак, я живу с тр...

Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?

 

 

Когда родители приводят детей на прием к психологу с жалобами на плохое поведение,слабую успеваемость, страхи и другие проблемы, очень часто звучит фраза: «Сделайте с ним что-нибудь»

Однако суть в том, что негативное поведение ребенка, а часто и его
проблемы со здоровьем напрямую связаны с функционированием семейной системы.

И это значит, что помочь ребенку возможно, только работая со всей его семьей.

Семья - это система со своими функциями и законами, где все члены связаны
между собой, а в системной семейной терапии любые проблемы поведения и здоровья членов семьи считаются симптомами, отражающими нарушения во всей системе. Часто эти симптомы служат для достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими.

Психолог А.Черников в своей книге приводит два простых примера:

  • У ребенка заболевает голова, живот и т.д. в тот момент, когда ему надо идти в школу.

В данном случае симптом может отражать тревогу ребенка по поводу своей успешности, особенно, если дома к нему предъявляют завышенные требования; симптом также позволяет избежать посещения школы.

  • В семье есть мальчик подросткового возраста, очень привязанный к матери. Мама замужем второй раз. Одновременно с рождением братика у подростка возникают проблемы с поведением или успеваемостью.

Так подросток реагирует на появление соперника и с помощью крайнего поведения “сообщает”, что чувствует себя покинутым. Его проблемы отвлекают мать и отчима от новорожденного и, получая свою порцию отрицательного внимания, подросток чувствует, что родители продолжают выполнять свои функции по отношению к нему.

Часто симптоматическое поведение становится межличностными силовыми маневрами,неосознанным средством контроля других людей:

  • Например, маленького ребенка с энурезом родители часто забирают ночью из кроватки к себе в постель, но если ребенок с вечера ночует в родительской постели, энуреза не наблюдается.

Таким образом, демонстрируя беспомощность, ребенок неосознанно контролирует того, кто проявляет о нем заботу.

  • Или: после развода родителей ребенок резко снижает
    успеваемость.

И это может быть не только проявлением стресса, но и неосознанной манипуляцией: часто разведенные родители начинают больше общаться, пытаясь решить возникшую проблему. Так симптом служит сближению родителей.

Симптоматическое поведение может является метафорой и несет родителям определенное послание, которое можно расшифровать.

Вот несколько примеров метафорического смысла детских симтомов :

Анорексия (синдром, заключающийся в отсутствии чувства голода, либо в сознательном отказе от пищи):

-Я отказываюсь жить

-Хочу больше внимания (Смотри, какой я худенький)

-Регресс (хочу быть маленьким)

Булимия (расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита):

-Замещение недостатка любви

-Я буду есть за двоих (в память о…)

-Заедание агрессии, тревоги

Воровство денег у родителей:

-Привлечение внимания

-Сближение родителей

-Повышение статуса у сверстников

-Компенсация недостатка любви деньгами

-Невозможность просить открыто («У нас не принято просить деньги»)

Кожные заболевания:

-Не трогайте меня! (нарушаются мои границы)

-Недостаток тепла и ласки

Неуспеваемость в школе

-Неуспешные родители (Проявление лояльности: «Я ничем от вас не отличаюсь!»)

-Я не такой, как вы (протест)

-Сближение родителей

-Достижение статуса у сверстников

Побеги из дома

- Я здесь не нужен

-Поищите меня

-Ищу чего-то (кого-то)

Страхи

-Хочу заботы, защищенности

-Нуждаюсь в ком-то (чем-то)

-«Мама, будь всегда рядом» (базовое недоверие к миру)

-Сексуальная дисфункция у родителей

 

Таким образом,  в семейной терапии клиент (например, ребенок
с проблемами) рассматривается не как медицинский больной, а скорее как элемент семейной системы, которая функционирует со сбоями.

Психолог предполагает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел или
получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не внутренние проблемы членов семьи, а паттерны (шаблоны) взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, основной целью семейной терапии является создание условий для формирования здоровой семьи.

 

Карепова Наталья Анатольевна

 

Ссылка на первоисточник
наверх