Ощущение «гражданина мира» формируется у ребенка через игру. Как ошибается тот, кто свысока относится к «детским играм», считая их неважным, пустым и бессмысленным времяпровождением.
Вот такая простая игра – открывание и закрывание глаз. Куда исчезает игрушка, когда мы закрываем глаза? Хорошо бы знать, что она остается. Когда мамы рядом нет, хорошо бы точно знать, что она никуда не пропала. Аналогичная игра в жмурки. В XIX веке в нее играли не только дети, но и взрослые.
В разных странах дети играют в одинаковую игру, которую условно можно назвать «ритуальная ходьба»: ходить, не наступая на трещинки в асфальте, или через две плитки на тротуаре, или через несколько ступенек на лестнице в подъезде, или в классики в различных вариациях. Даже если взрослым она кажется лишенной всякого смысла, для ребенка эта игра важна. Чтобы было понятнее, давайте посмотрим глазами ребенка на взрослого, который часами неподвижно сидит на берегу с удочкой и изредка ее дергает. Ребенку такое занятие тоже кажется ерундой.
Одной из грубых ошибок родителей является желание учить детей играть в игру по общепринятым правилам: футбол, «казаки-разбойники», «классики» обычно вызывают желание подкорректировать отдельные элементы. Мы недовольны, когда шахматные фигурки используются не по назначению, когда мальчики играют в куклы, а девочки – в машинки.
Эти ролевые игры помогают ребенку реализовать определенные внутренние потребности, которые он чутко ощущает.
Нейтральная игра в кубики не ассоциируется у нас с намерением стать строителем. Почему же мы боимся, что мальчик с куклой не выберет себе мужскую профессию – врача, например, или спасателя? А девочка с машинкой не мечтает ли стать „леди за рулем”?
Присмотритесь внимательно к сюжету необычной игры. Шахматным фигурам ребенок придает тот смысл, который нужен ему сейчас, чтобы решить какую-то сложную душевную задачу, и он проигрывает ее на игрушках,
Когда взрослые не мешают детям играть в футбол, они большую часть времени тратят не на саму игру, а на обсуждение правил, штрафов, наказаний. Так они обучаются особенностям совместной деятельности, демократии.
Дети играют в свое свободное время, в часы досуга. И снова взрослые навязывают свое мнение: „Хватит мечтать, займись делом!”. А ребенок как раз и занят очень важным делом – когда он „витает в облаках”, происходит большая внутренняя работа по осмыслению своей индивидуальности, своих отношений с другими людьми, своей позиции в вопросах нравственности и морали.
Каждому взрослому также не помешает хотя бы полчаса в день посвятить наведению порядка в своих мыслях и чувствах, отключившись от всего внешнего и погрузившись в себя самого.
Уважайте право ребенка на самобытность. Не мешайте ему познавать себя и окружающий мир доступными ему средствами. „Детские игры” – не пустая забава, а творческая деятельность, раскрывающая потенциал вашего ребенка.
©Людмила Андриевская
Свежие комментарии