От редакции "Россия навсегда": Автор перевода Шишкина Наталия Игоревна — эксперт Центра Cулакшина.
В марте 2016 года вышла очередная Стратегия Совета Европы, в который входит и Россия, по обеспечению прав ребенка. Эта Стратегия является логичным продолжением того политического курса в отношении детей, который обозначался и в предыдущем документе с аналогичным названием, положения которого приняли в России за два дня.
Совершенно очевидными были опасения по поводу внедрения новой редакции этой Стратегии, хотя даже официальные лица признали неприемлемыми некоторые положения. Так, 21 апреля МИД РФ открыто заявил об этом, и пояснил, что эта Стратегия будет реализовываться в России лишь частично. Хотя остается открытым вопрос, почему документ, который, согласно комментарию МИД РФ носит рекомендательный характер, необходимо реализовывать в России даже частично вместо разработки собственной стратегии, целиком и полностью основанной на российских национальных интересах и цивилизационных ценностях.
Вот один яркий образчик из этой Стратегии "C целью борьбы с дискриминацией по полу, а также для обеспечения равенства девочек и мальчиков, Совет Европы будет продолжать бороться со стереотипами и сексизмом, особенно в средствах массовой информации и образовании, а также с избыточной сексуализацией образов. На основании рекомендаций Комитета министров о мерах по борьбе с дискриминацией на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности, Совет Европы будет проводить исследования ситуации с детьми ЛГБТ и гермафродитами по вопросам соблюдения их прав".
Т.е. она по существу видоизменяет традиционное понимание семьи, более того, внедряет защиту сексуальных извращений и отклонений, что и вызвало основную часть неприятия Стратегии со стороны официальных лиц России, и направлена на обеспечение полного запрета на наказание детей в семье, а также введение такой модели ювенальной юстиции, которая уже показала свою несостоятельность.
Приводим полный перевод текста этой Стратегии.
***
СТРАТЕГИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА (2016–2021)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Совет Европы и права ребенка: достижения
II. Достигли ли мы цели? Вызовы настоящего и будущего в сфере обеспечения прав ребенка
1. Бедность, неравенство и изоляция
2. Жестокость
3. Система правосудия для взрослых
4. Проблемы семей и родителей
5. Расизм, пропаганда ненависти и радикализация
6. Воспитание в мире цифровых технологий
7. Миграция
III. Приоритетные области
1. Равные возможности для всех детей
2. Участие детей в жизни общества
3. Жизнь свободная от насилия для всех детей
4. Система правосудия, благоприятная для детей
5. Права детей в мире цифровых технологий
IV. Реализация стратегии
1. Реализация стандартов работы с детьми
2. Вовлечение всех заинтересованных сторон
3. Информирование о правах ребенка
4. Оценка эффективности
*
ВВЕДЕНИЕ
1. Совет Европы выступает в защиту и распространяет права человека, которые включают в себя и права ребенка. Этот документ устанавливает приоритеты Совета Европы в сфере обеспечения прав ребенка на 2016-2021 годы.
2. В этой Стратегии описываются:
— Достижения Совета Европы в этой сфере (глава I)
— Главные вызовы правам ребенка (глава II)
— Приоритетные направления работы и способы решения проблем (глава — III)
— Методы работы по внедрению Стратегии (глава IV)
3. Пять приоритетных направлений для гарантии прав ребенка:
1. Равные возможности для всех детей
2. Участие детей в жизни общества
3. Жизнь, свободная от насилия
4. Система правосудия, благоприятная для детей
5. Права детей в мире цифровых технологий
4. Дети в государствах — членах Совета Европы имеют право пользоваться всеми правами человека, защищаемыми Европейской Конвенцией по правам человека, Конвенцией ООН по правам ребенка и другими международными документами в области прав человека. Они включают в себя гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Эта Стратегия охватывает все эти категории прав человека и ставит перед Советом Европы и государствами — членами задачу реализации этих прав для всех детей.
5. Работа Совета Европы по обеспечению прав ребенка основана на Конвенции ООН по правам ребенка и в особенности на четырех главных принципах этой конвенции:
1. Не дискриминация. Права ребенка распространяются на всех детей без дискриминации на какой-либо почве. Дети имеют права независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения[1], сексуальной ориентации, гендерной идентификации ребенка, родителей либо опекунов ребенка или иных обстоятельств. Данная Стратегия придерживается принципа не дискриминации во всех пяти приоритетных областях.
2. Наилучшее обеспечение прав ребенка. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Совет Европы будет работать над тем, чтобы этот принцип соблюдался во всех задачах Стратегии.
3. Право на жизнь, максимально возможную степень выживания и здоровое развитие. У детей есть неотъемлемое право на жизнь и на защиту от насилия и суицида. Развитие должно интерпретироваться в самом широком смысле слова, включая в себя физическое, умственное, духовное, моральное, психологическое и социальное развитие.
4. Право быть услышанным. Участие детей в социальной жизни является одним из приоритетных направлений Стратегии, но это также и сквозная задача. Вовлечение детей в процесс принятия решений на индивидуальном, семейном уровне, уровне организации и политики — ключевой аспект реализации детьми своих прав. Совет Европы придерживается подхода совмещения прав ребенка во всех их проявлениях в данной Стратегии и поддержки государств — членов в обеспечении прав ребенка.
6. Стратегия — это результат широких консультаций между государствами — членами, гражданским обществом, уполномоченными по правам ребенка, международными организациями и детьми. Этот процесс велся под руководством Комитета экспертов Совета Европы по Стратегии по обеспечению прав ребенка, который собирался 3 раза с 2014 по 2015 год. Стратегия была адаптирована Комитетом министров при Совете Европы 2 марта 2016 года. По вопросу Стратегии была проведена конференция на высоком представительном уровне 5—6 апреля 2016 года.
7. Среди заинтересованных в развитии Стратегии сторон также были представлены взгляды детей. Был специально подготовлен вторичный анализ более 130 консультаций с детьми в странах — членах Совета Европы для обеспечения информационной поддержки разработки Стратегии. Результаты этого анализа послужат справочным документом для реализации Стратегии. Некоторые государства — члены также прямо информировали детей об их вкладе в разработку Стратегии.
8. Бенефициарами от реализации приоритетных направлений Стратегии и мер, описанных в ней и в приложениях, являются дети, т. е. люди в возрасте до 18 лет, проживающие на территории 47 государств-членов Совета Европы. Действия Совета Европы в качестве межправительственной организации опосредованы через национальные правительства стран — членов, которые проводят реализацию данной Стратегии вместе с другими заинтересованными сторонами, в числе которых гражданское общество и уполномоченные по делам детей.
9. Продолжительность реализации этой Стратегии составляет шесть лет. Среднесрочная оценка с возможностью корректировки Стратегии осуществляется через три года под руководством стран — членов Совета Европы и других заинтересованных сторон.
*
I. СОВЕТ ЕВРОПЫ И ПРАВА РЕБЕНКА: ДОСТИЖЕНИЯ
10. Почти 10 лет, с 2006 года, существовала программа "Создание Европы для детей и вместе с детьми", которая была нацелена на защиту и продвижение прав ребенка в странах — членах Совета Европы. Среди многих прочих, были достигнуты и такие результаты:
— Государствами-членами Совета Европы были разработаны, а Комитетом министров приняты [2] изменения законодательства и политики по улучшению защиты прав детей, которые осуществляются как комплексный набор двух обязательных и 18 необязательных стандартов защиты прав детей. Эти конвенции, рекомендации и руководства улучшают соблюдение Конвенции ООН по правам ребенка на европейском уровне.
— База знаний о распространении и проблемах в соблюдении прав ребенка согласно соответствующим конвенциям Совета Европы были расширены с помощью достоверной информации, собранной как минимум восемью мониторингами и другими средствами контроля Совета Европы [3].
— По запросу государства-члены Совета Европы получили поддержку в обеспечении прав ребенка посредством проведения более 160 мероприятий и 28 совместных проектов [4], проводимых Советом Европы, а также посредством многочисленных двухсторонних мероприятий в рамках бюджета и программы Совета Европы. В рамках предыдущей Стратегии, за 2011–2015 годы все 47 стран приняли участие в более чем 200 мероприятиях, посвященных правам ребенка.
— Сквозные и гибкие методы работы были использованы странами — членами Совета Европы с помощью сети национальных координаторов по правам ребенка, и, в 2014 и 2015 годах, Экспертным комитетом по стратегии о правах ребенка при Совете Европы.
— При разработке рекомендаций Комитета министров по вопросам прав ребенка и средств сообщения были испрошены и учтены мнения самих детей.
— Были развиты крепкие партнерские отношения с другими международными организациями и негосударственными организациями, что позволило Совету Европы стать одним из ключевых факторов обеспечения прав ребенка на европейском и международном уровнях.
— Дети, родители, специалисты и политики благодаря доступным приложениям, привлекательным аудио-видео материалам и инновационным информационным кампаниям, таким как кампания против сексуального насилия над детьми " ONE in FIVE ", под эгидой Совета Европы, стали лучше понимать проблематику защиты прав ребенка.
— Права ребенка были распространены в различных организациях, что в результате привело к тому, что Совет Европы способствовал реализации Стратегии по правам ребенка 2012—2015 вв. 35 секторах и областях политики.
*
II. ДОСТИГНУТЫ ЛИ ЦЕЛИ? ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
11. Конвенция ООН о правах ребенка (КПР ООН) привела к смене предыдущей парадигмы в вопросах восприятия обществом ребенка, которого необходимо рассматривать как истинного субъекта права и агента изменений. Двадцать пять лет спустя вступления в силу КПР ООН (1990), реализация этой идеи до сих пор сталкивается с проблемами. Несмотря на то, что достигнуто, права ребенка нарушаются ежедневно. Всё ещё существуют пробелы законодательной защиты прав ребенка, и разрыв между законом и практикой. Необходимы дополнительные сильные политические заявления наравне с выделением достаточных ресурсов и широким общественным просвещением о правах ребенка для того, чтобы дети стали полноправными обладателями своих прав. Эта глава, основанная на собственных мнениях детей, а также информации, полученной странами-членами, гражданским обществом и уполномоченными по делам детей, дает описание наиболее сложных проблем для обеспечения прав ребенка на ближайшие несколько лет.
1. Бедность, неравенство и изоляция
12. Экономический кризис тяжело повлиял на детей. Согласно докладу ЮНИСЕФ, в котором изложены результаты проверки 32 стран-участниц Совета Европы, детская бедность увеличилась в 20 странах и сократилась только в 12 [5]. Согласно данным Европейской статистики, дети являются той возрастной группой, которая наиболее подвержена риску бедности и социальной изоляции. Согласно докладам, дети, живущие в бедности, чувствуют себя изгоями и опозоренными [6]. Такие дети менее склонны, в отличие от своих более обеспеченных сверстников, к успехам в школе, менее здоровы и не склонны реализовывать полностью свой потенциал в дальнейшей жизни [7]. С циклической бедностью, которая продолжается поколениями, Европа рискует обрести "потерянное поколение" разочарованных молодых людей, что потенциально влечет за собой серьезные последствия для сплоченности общества и политической стабильности. Высокий уровень безработицы и ухудшение общественного благосостояния может привести к росту уровня стресса в пострадавших семьях, что создает новые факторы риска насилия и безнадзорности.
13. Огромное количество детей в Европе чувствуют себя изгоями общества и называют дискриминацию ключевым вопросом, который должен решаться с помощью обеспечения прав ребенка. Невозможность наслаждаться процессом обучения, игрой и времяпрепровождением со своими сверстниками, издевательства в связи с этническим происхождением, сексуальной ориентацией или по иной причине, — всё это запоминающийся опыт, который будет влиять на детей всю последующую жизнь. Если рассматривать общество через призму прав человека, то качество общества измеряется тем, в каком положении находятся наиболее уязвимые и маргинальные группы. Сюда включается несколько групп детей, таких как дети-инвалиды, дети без попечения родителей, дети из меньшинств, включая цыганских детей, детей-мигрантов или затронутых миграцией как-то иначе, детей, лишенных свободы, детей, живущих или работающих на улицах и детей заключенных.
2. Насилие
14. Насилие больше всего тревожит детей. Насилие в отношении детей является нарушением прав ребенка, подвергает риску социальное развитие ребенка и сказывается на соблюдении других прав ребенка. Насилия часто оказывает разрушительное в краткосрочном и долгосрочном периоде влияние на умственное и физическое здоровье, часто переходящее от поколения к поколению. Кроме негативного влияния на индивидуальном уровне, исследования неправительственных организаций показывают, что насилие соотносится с отложенными во времени и тяжелыми последствиями для общества. Положить конец насилию над детьми становится правовой, этической и экономической задачей.
15. Несмотря на заметные результаты в борьбе с насилием над детьми, успехи всё ещё слишком медленны и фрагментарны. Риск насилия над детьми, особенно над девочками, присутствует везде, включая информационную среду и среду, где дети должны быть наиболее защищены — в школах, в учреждениях попечения, в учреждениях юстиции, спортивных учреждениях и дома. Успех тормозит недостаточное финансирование предупреждения насилия, фрагментарные и плохо поддерживаемые национальные политики, скудность данных и исследований вопроса, а также недостаточное внимание к проводимым консультациям по вопросам отчетности, восстановления и реинтеграции институтов, связанных с обеспечением прав ребенка.
16. Насилие к детям во время конфликтов — это неприемлемая реальность для Европы. Даже после конфликта, дети останутся травмированы тем, что им пришлось пережить и увидеть. Важной задачей остается построение и восстановление доверия у молодого поколения.
3. Система правосудия для взрослых
17. Европейская система правосудия до сих пор остается недостаточно приспособленной к особым нуждам ребенка. Исследования показывают, что на практике права детей на собственное мнение, информацию, защиту и не дискриминацию не всегда соблюдаются. Дети, находящиеся в конфликте и контактирующие с системой правосудия, имеют специальные права, которые существующая система правосудия не всегда способна обеспечить. Лишение детей свободы, вопреки требованиям КПР ООН, не всегда считается последней мерой и проводится на наиболее краткий период. Серьезными проблемами для реализации прав детей становятся административное невнимание к детям мигрантов и другим детям, а также условия лишения свободы.
18. Прецедентное право Европейского суда по правам человека и Европейского комитета социальных прав демонстрирует множество ситуаций, когда на кону стоят права ребенка. В последние годы, ЕСПЧ установил ряд нарушений Европейской конвенции по правам человека в отношении детей, в частности, статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни), статьи 9 (свобода мысли, совести и религии) и статьи 14 (запрещение дискриминации). Европейский комитет по социальным правам также нашел нарушения Европейской социальной хартии в нескольких странах, включая запрет на применение телесных наказаний.
4. Проблемы семей и родителей
19. Семья, вне зависимости от своей формы, является фундаментальной единицей общества и естественного окружения для развития и здоровья детей. Дети чрезвычайно ценят свои отношения со своими родителями, братьями и сестрами. Перед семьями, в то же время, могут стоять несколько вызовов: экономический кризис во многих семьях привел к безработице и неуверенности в своем будущем. Совмещение работы и семейной жизни представляет трудность для многих родителей, в особенности одиночек, которые в основном женщины. В семье дети могут подвергаться насилию либо быть свидетелями насилия. Возрастает количество семей, на которые влияет миграция. Новые информационные технологии и технологии коммуникации добавляют совершенно новые аспекты в процесс воспитания детей родителями. Многим родителям недостаточно поддержки в обеспечении их роли в воспитании детей и гарантий прав ребенка.
5. Расизм, разжигание вражды и радикализация
20. Экономический кризис оказал серьезное влияние на общественное согласие во многих странах-членах, что в конечном итоге угрожает как верховенству закона, так и демократии. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью докладывает о поисках обществом "козла отпущения" и повышении враждебности по отношению к наиболее уязвимым группам населения, а также об увеличении насилия на почве расизма. Одной из причин необходимости предоставления большей финансовой поддержки для воспитания толерантности и межкультурного диалога, становится радикализация детей и молодежи. Зафиксированы случаи вербовки европейской молодежи экстремистскими группировками. Необходимо найти способы предупреждения подобного, но также и способы повторной интеграции (в европейское общество) для несовершеннолетних, находившихся за рубежом с целью присоединения к экстремистским сообществам и возвратившихся.
6. Воспитание в мире цифровых технологий
21. Мир цифровых технологий с помощью компьютеров, игровых консолей, планшетов и смартфонов дает детям огромное количество возможностей. Доступ в Интернет и компьютерная грамотность постепенно становится составляющими прав ребенка на свободу мысли, объединений и права на образование. В то же время, цифровое окружение содержит и вредную для детей информацию, а также другие риски, включая сексуальное совращение онлайн и чрезмерное воздействие сексуализированных образов; встают вопросы конфиденциальности и защиты данных. В некоторых случаях, таких как издевательства в сети и саморазоблачение, собственно поведение детей в сети может нанести вред другим и представлять угрозу. Родителям и учителям приходится успевать за технологическим прогрессом, и разрыв в преемственности поколений становится всё более очевидным.
7. Миграция
22. Одной из наиболее уязвимых групп в Европе являются дети, связанные с процессами миграции. В некоторых странах они оказываются ограничены в доступе к правосудию, образованию, социальным и медицинским услугам. В то время как дети без сопровождения находятся в особенно опасном положении, дети мигрантов оказываются в ещё более опасном положении даже в случае нахождения со взрослыми и часто страдают от несоблюдения прав человека. Слишком часто принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка не принимается во внимание при процедурах оформления иммигрантов и предоставления убежища. Использование наказания вместо защиты благосостояния ребенка, ошибки в назначении эффективного опекунства, разделение семьи и унизительные процедуры оценки возраста символизируют различные способы, с помощью которых используются пробелы в защите прав ребенка, под которые попадают дети мигрантов. Дети мигрантов также подвержены риску торговли людьми и эксплуатации. Наиболее вероятны нарушения прав ребенка в отношении детей мигрантов, а также детей без гражданства.
*
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
23. Были выявлены пять приоритетных направлений для борьбы с проблемами, описанными выше. Данная глава описывает эти направления, которые базируются на КПР ООН, Европейской Конвенции по правам человека, Европейской социальной хартии и документах Совета Европы по защите прав ребенка.
24. Данные в конце каждой главы показывают ожидаемый эффект от приоритетных направлений деятельности в отношении бенефициаров (детей), последствия на уровне стран-членов и для других участников, и частичный набор мероприятий, планируемых Советом Европы. Учитывая нормативный характер мандата Совета Европы, деятельность Совета Европы будет оцениваться на уровне итогов и эффектов, хотя также будут предприниматься более конкретные меры, которые будут направлены на снижение негативного эффекта.
25. В рамках пилотного проекта по управлению рисками в организации были выявлены некоторые факторы риска, которые способны негативно сказаться на достигнутых успехах и механизмах страхования от негативных эффектов. Приведенный перечень факторов риска не является исчерпывающим, и будет дополнен и детализирован во время начальной стадии реализации Стратегии. По отношению ко всем приоритетным направлениям работы главными рисками являются недостаток финансирования и человеческих ресурсов, а также недостаток политической воли.
1. Равные возможности для всех детей
26. КПР ООН признает право каждого ребенка на условия жизни, соответствующие потребностям ребенка в физическом, умственном, духовном, моральном и социальном развитии. Европейская социальная хартия гарантирует детям права на социальную, юридическую и экономическую защиту. В соответствии с КПР ООН и Европейской социальной хартией, семьи должны быть обеспечены необходимой защитой и поддержкой с целью наилучшим образом исполнить свою роль в жизни ребенка.
1.1. Гарантии социальных прав ребенка
27. Совет Европы будет содействовать исполнению Европейской социальной хартии как ключевого набора минимальных стандартов защиты прав семей и детей, что особенно актуально во время принятия мер жесткой экономии. Особенное внимание будет уделяться последующим выводам Европейского комитета социальных прав в части, касающейся прав ребенка.
28. Проблема детской бедности и социальной изоляции может быть эффективно решена с помощью системы защиты детей, которая будет объединять профилактические меры, меры по поддержке семьи, дошкольного образования, социального обслуживания, образования и жилищной политики. Поэтому страны-члены будут следовать и выполнять рекомендации Комитета Министров по вопросам обеспечения благоприятных для детей социальных служб, медицинских служб, обеспечения доступа молодежи из неблагополучных районов к социальным правам, а также следовать рекомендациям Конгресса местных и региональных властей Европы по вопросам социальной реинтеграции детей, живущих либо работающих на улице. Они могут также принимать во внимание рекомендации Европейской комиссии, означенные в документе "Вклад в детей: разорвать порочный круг ошибок [8]" и работы комиссии по интегрированным механизмам защиты детей. С целью обеспечения прав ребенка наилучшим образом в отношении всех мер, затрагивающих права ребенка, государствам — членам также будет оказана поддержка в вопросах внедрения и повышения качества и эффективности оценки воздействия на детей.
1.2. Противодействие дискриминации
29. Право на не дискриминацию гарантировано Европейской Конвенцией по правам человека, а также является главным принципом КПР ООН.
30. Совет Европы будет продолжать защищать и содействовать обеспечению прав детей-инвалидов согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, а также рекомендациям Совета Европы по полной социализации детей и молодых людей с инвалидностью, деинституционализации [9] и проживания в обществе детей-инвалидов. Будут проводиться совместные исследования для выявления конкретных возможностей и факторов риска для детей-инвалидов в информационной среде.
31. В соответствии с рекомендациями Комитета министров Совета Европы по правам детей, проживающих в интернатных учреждениях, а также руководством ООН по обеспечению прав ребенка и альтернативного ухода за детьми, Совет Европы будет уделять особенное внимание ситуации с детьми, которые получают те или иные формы альтернативного ухода и осуществлять руководство специалистами в этой области в вопросе внедрения прав ребенка. Совет Европы будет способствовать деинституционализации ухода за детьми, в особенности за детьми до трех лет там, где присутствуют крупные интернатные учреждения.
32. Права детей-мигрантов либо иным образом затронутых миграционными процессами будут обеспечиваться и поддерживаться различными органами Совета Европы, в том числе Советом Европы по правам человека. Государствам-членам будет оказана поддержка в исполнении их обязательств по обеспечению прав человека в соответствии с традицией прецедентного права Европейского Суда по правам человека, заключениями Европейского комитета социальных прав и Комитета против пыток, Экспертной группы по борьбе с торговлей людьми, а также Европейской комиссией против расизма и нетерпимости. Более того, Совет Европы поможет странам-членам принять скоординированный подход к правам ребенка, учитывающий Рекомендации по обустройству беспризорных малолетних-мигрантов, по усилению интеграции детей мигрантов с учетом опыта их иммиграции, и с учетом национальности ребенка. Особое внимание будет уделяться ситуации с беспризорными детьми мигрантов и связи между миграцией и торговлей детьми. Парламентская Ассамблея Совета Европы продолжит поддержку Кампании по борьбе с удержанием иммигрантов по отношению к детям.
33. Совет Европы будет продолжать защищать и содействовать обеспечению прав детей из меньшинств, в особенности в рамках работы Консультативного комитета по рамочной Конвенции о защите прав национальных меньшинств и Экспертного комитета по Европейской хартии региональных языков. Благодаря последнему, Совет Европы будет уделять пристальное внимание вопросу защиты и содействия обеспечению прав детей из традиционных этнических и национальных меньшинств использовать их родной язык дома, в обществе и школе.
34. Будут приняты меры по оценке эффективности соблюдения прав детей-цыган, касательно ранних и детских браков, улучшения доступа детям-цыганам и в особенности девочкам и детям-инвалидам к образованию, меры по более полному задействованию квалифицированных посредников цыганской общины по программе РОМЕД, а также меры по борьбе со стереотипами вокруг цыганских детей с помощью развития благоприятной для детей версии кампании Dosta!.
35. C целью борьбы с дискриминацией по полу, а также для обеспечения равенства девочек и мальчиков, Совет Европы будет продолжать бороться со стереотипами и сексизмом, особенно в средствах массовой информации и образовании, а также с избыточной сексуализацией образов.
36. На основании рекомендаций Комитета министров о мерах по борьбе с дискриминацией на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности, Совет Европы будет проводить исследования ситуации с детьми ЛГБТ и гермафродитами по вопросам соблюдения их прав.
Приоритетное направление 1: равные возможности для всех детей
2. Участие детей в жизни общества
37. Дети имеют право быть услышанными и принимать участие в принятии решений, которые касаются их лично либо как представителей групп. Несомненно, у всех есть право на свободу мысли, которое гарантировано 10 главой Европейской Конвенцией по правам человека. КПР ООН предоставляет детям право на свободное выражение своих взглядов по вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
2.1.Поддержка прав детей на участие в жизни общества
38. Совет Европы подготовит руководство по обеспечению участия детей на практике систематически и во всех вопросах, касающихся детей. Совет Европы, основываясь на рекомендациях по участию детей и молодежи младше 18 лет в общественной жизни, будет поддерживать страны-участницы, использовать метод оценки уровня участия детей, разработанный Советом Европы, в качестве одного из инструментов измерения соблюдения прав детей в вопросах участия в общественной жизни. Совместно с отделами молодежи, детства и молодежными организациями Совета Европы, уполномоченными по правам ребенка и детскими консультативными органами, а также в соответствии с принципами независимости, представительства, наличия компетенции, информированности и преемственности, будут приняты меры по содействию обмену опытом в области обеспечения права ребенка на участие в общественной жизни.
2.2. Далеко идущие последствия для детей
39. Совет Европы будет продолжать расширять участие детей в общественной жизни и с должным уважением относиться к их взглядам при разработке, реализации и оценке стандартов обеспечения прав детей, политики и мероприятий, при соблюдении указанных выше принципов. Особенное внимание будет уделяться участию в общественной жизни детей-инвалидов, детей, живущих в нищете, детей, находящихся под опекой, детей-цыган, детей мигрантов или иначе связанных с процессами миграции, детей из числа меньшинств. Будет усилена поддержка предпринимаемых мер, направленных на расширение охвата всех детей и тех, кто заботиться о детях либо работает с ними посредством веб-сайтов, приложений, социальных СМИ, игр, публикаций и других инструментов, ориентированных на детей.
2.3. Усиливать вовлечение детей в общественную жизнь в школах и с помощью школ
40. Совет Европы будет расширять возможности для детей участвовать в школьной жизни и демократическом управлении школами с помощью поддержки развития гражданского образования и обучения правам человека в странах-членах в рамках реализации Хартии образования в области демократического гражданства и прав человека. Участие детей будет способствовать реализации Хартии 2-го пересмотра. Равноправное обучение в странах-членах будет поддержано по схеме пилотных проектов „Права человека и демократия в действии“, и финансироваться совместно Европейским Союзом и Советом Европы.
Приоритетное направление 2: участие детей в общественной жизни
3. Жизнь, свободная от насилия для всех детей
41. КПР ООН требует от государств принимать все надлежащие законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты детей от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или пренебрежительного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие. Европейская Конвенция по правам человека, Европейская социальная хартия и другие документы Совета Европы, гарантирующие права детей на защиту от вреда и насилия.
42. В вопросах борьбы с насилием над детьми Совет Европы будет продолжать действовать в качестве регионального лидера с целью содействия реализации рекомендаций Генерального секретаря ООН по вопросу о насилии над детьми и в поддержку мандата специального представителя ООН при Генеральном секретаре о насилии в отношении детей.
3.1. Распространение интегративного подхода в деле защиты детей от насилия
43. Борьба с насилием над детьми требует интегративного и стратегического подхода. Совет Европы будет содействовать искоренению насилия в отношении детей во всех ситуациях и областях, в частности, в области образования, СМИ, системы правосудия, в вопросах равенства, семьи, миграции, альтернативной опеки и вопросах, касающихся детей-инвалидов. Совет Европы будет поддерживать страны-члены в реализации Рекомендаций Комитета министров по интеграции национальных стратегий в области защиты детей от насилия. В Рекомендациях содержится руководство для развития надежных правовых, политических и институциональных рамок, пропаганды культуры уважения прав детей, создания благоприятных для детей институтов и услуг и принятие национальной программы исследований по предотвращению, борьбе и пресечению любых форм насилия над детьми. Совет Европы будет выступать координационным центром, который дает доступ национальным стратегиям в этой области и является платформой для равноправной поддержки развития, внедрения и коррекции, включая базы данных, на национальном, региональном и локальном уровнях.
3.2. Борьба с сексуальной эксплуатацией и насилием
44. Совет Европы будет продвигать, контролировать и поддерживать внедрение соглашений Совета Европы, направленных на предупреждение различных форм сексуального насилия над детьми. Особенное внимание будет уделено ратификации всеми странами Совета Европы Конвенции Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и насилия (Конвенция Лансароте), гарантиям эффективности её ратификации с помощью инструментов мониторинга Комитета партий по данной Конвенции, а также её роли как площадки по расширению возможностей и аккумулированию лучших практик борьбы с сексуальной эксплуатацией и насилием над детьми.
45. Каждый год 18 ноября будет праздноваться Европейский день защиты детей от сексуальной эксплуатации и насилия. Празднование этого дня нацелено на повышение информированности об этой проблеме, обмен передовым опытом по борьбе с ней и содействию ратификации и реализации Конвенции Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и насилия. Принимая во внимание уже ведущуюся работу в Сети по борьбе с сексуальным насилием над детьми в рамках кампании " ONE in FIVE", Парламентская Ассамблея будет продолжать содействовать ратификации и реализации Конвенции Лансароте и с помощью скоординированных действий с Советом Европы будет добиваться успешного проведения Европейского дня по борьбе с сексуальной эксплуатацией и насилием над детьми.
46. Совет Европы будет также поддерживать мандат Специального докладчика ООН по вопросам торговли детьми, детской проституции и порнографии.
3.3. Искоренение телесных наказаний
47. Совет Европы будет продолжать продвижение эффективного искоренения телесных наказаний и других жестоких и унижающих достоинство видов наказаний детей во всех институтах, включая семью. Совет Европы будет выявлять конкретные проблемы на пути к всеобщему запрещению и искоренению телесных наказаний и путей, которые позволят их избежать. Государствам-членам будет оказана поддержка в проведении законодательных реформ с целью повышения общественной осведомленности о праве детей на равную защиту от нападения, опасного либо жестокого наказания и достижения полного запрета подобных действий в отношении детей, а также будет оказана поддержка в пропаганде ненасильственных наказаний за дисциплинарные нарушения и позитивного воспитания в соответствии с Рекомендациям по реализации политики по поддержке позитивного родительского воспитания.
48. Совет Европы буде продолжать решать проблемы насилия в школах, в частности, на основе Хартии Совета Европы по образованию в сфере гражданства и прав человека. Совет Европы будет твердо придерживаться подхода, согласно которому будет поддерживать усиление роли образования в предупреждении особых форм жестокости, таких как издевательства, издевательства на почве гомофобии, издевательства в сети и жестокости, связанной с радикализацией. Совет Европы будет содействовать проведению информационно- пропагандистских акций и кампаний, направленных на образование в сфере гражданственности и прав человека, основанных на образовательных материалах, таких как видео "Оставим издевательства" и публикация "Права человека и демократия начинается с нас: Устав для всех".
49. Совет Европы будет рекомендовать всем государствам-членам подписать, ратифицировать и эффективно реализовывать Конвенцию Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (Стамбульская конвенция), в частности, в рамках работы Экспертной группы по противодействию насилия в отношении женщин и домашнего насилия, с целью защиты девочек от насилия по признаку пола, а также предупреждения, судебного преследования и искоренения такого насилия, а также применять Конвенцию ко всем детям-жертвам бытового насилия.
50. Совет Европы будет поддерживать государства-члены в вопросах выполнения ими своих обязательств, взятыми в соответствии Конвенции противодействия торговли людьми, в особенности в рамках работы Экспертной группы по противодействию торговле людьми.
51. Совет Европы, в соответствии с расширенным частичным соглашением по спорту, продолжит поддерживать здоровую и безопасную спортивную среду для детей, в том числе в рамках программы Безопасный Спорт и возможности обеспечения управления и подготовки спортивных администраторов и тренеров по вопросам физического, психологического и социального благополучия в спорте. Совет Европы также будет контролировать и содействовать реализации Рекомендаций о защите прав детей и молодых атлетов от опасностей, связанных с миграцией.
Приоритетное направление 3: жизнь, свободная от насилия для детей
4. Система правосудия, благоприятная для детей
52. Согласно КПР ООН, дети должны иметь право голоса в любом юридическом и административном процессе, связанном с ними, и иметь доступ к компетентному, независимому и беспристрастному рассмотрению их жалоб в случае нарушения их прав. Кроме того, государства-участники Конвенции о правах ребенка ООН признают право каждого ребенка, находящегося в конфликте с законом, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства, учитывает возраст ребенка и желательность содействия его реинтергации в общество. Во всех действиях в отношении детей со стороны государственных либо частных учреждений социального обеспечения, судов, административных либо законодательных органов, должны исходить из соображений наилучшего обеспечения интересов ребенка.
4.1. Поддержка правосудия, благоприятного для детей
53. Совет Европы будет содействовать осуществлению руководящих принципов Совета Европы по созданию благоприятной для детей системы правосудия с помощью поддержки государств-участников в расширении доступа и участия детей, улучшении обращения с детьми в рамках гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сюда будет входить ряд мероприятий в рамках работы Европейского комитета по правовому сотрудничеству, Программы по обучению правам человека для специалистов в области юриспруденции и другими соответствующими органами. Кроме этого, Совет продолжит тесное сотрудничество с Европейской Комиссией, Агентством ЕС по основным правам, а также ЮНИСЕФ в Восточной Европе и государствах СНГ и Советом государств Балтийского моря. Также будут приниматься меры для оказания поддержки государствам-членам в ратификации и осуществлении Третьего факультативного протокола к Конвенции по правам ребенка ООН, касающегося процедуры сообщений.
4.2. Защита детей в условиях лишения свободы
54. Согласно Конвенции о правах ребенка, лишение свободы должно приниматься в качестве крайней меры и на минимальный срок. Государствам-участникам Совета Европы будет оказана поддержка во избежание либо неприменения лишения свободы и поддержка наказания детей такими мерами, как расширение возможностей замены уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия и подготовка к реинтеграции в общество. Материальные условия и режимы содержания должны улучшаться в соответствии со стандартами Совета Европы. Государствам-участникам будет оказана поддержка в реализации Европейских постановлений касательно санкций и мер, налагаемых на несовершеннолетних преступников. Совет Европы будет содействовать внедрению стандартов Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в вопросах защиты лишенных свободы детей от жестокого обращения и насилия. Совет Европы также будет следовать рекомендациям по итогам доклада о насилии в учреждениях для несовершеннолетних преступников и разрабатывать практическое руководство по осуществлению контроля мест лишения свободы для детей. Совет Европы будет рассматривать вопрос об улучшении положения детей, родители которых находятся под арестом либо в местах лишения свободы. Совет Европы выражает свою готовность поддержать при необходимости и в рамках своих полномочий глобальное исследование ООН о детях, лишенных свободы, в частности по причине того, что Европейский регион также обеспокоен этой проблемой.
4.3. Права ребенка в семье
55. Совет Европы будет содействовать внедрению своих стандартов в семейное право, включая внедрение положений пересмотренной Европейской Конвенции об усыновлении и Рекомендации Комитета министров по посредническим семьям, политике по поддержке позитивного родительства и предупреждении и решении споров о проживании ребенка. Совет Европы будет предпринимать действия исходя из принципа наилучшего удовлетворения интересов ребенка в контексте нового семьи и в вопросах биоэтики, особенно касательно суррогатного материнства и донорства половых клеток. Особое внимание будет уделяться процессу оценки соблюдения интересов ребенка в семье. Необходимо изучить, насколько в законах, правилах и процедурах государств-участников соблюдается принцип наилучшего соответствия интересов ребенка при изъятии ребенка из-под родительской опеки, в вопросах размещения и воссоединения ребенка с семьей.
Приоритетное направление 4: правосудие, благоприятное для детей
5. Права ребенка в мире цифровых технологий
56. Новые информационные технологии и технологии связи (ИКТ) влияют на соблюдение большого количества прав ребенка, обозначенных в КПР ООН, Европейской Конвенции по правам человека и Европейской социальной хартии. Согласно Рекомендациям, данным Комитетом по правам ребенка ООН, все дети должны иметь право на безопасный доступ к ИКТ и цифровым СМИ, на возможности в полной мере участвовать, выражать свое мнение, искать информацию и использовать все права, обозначенные в КПР ООН и в факультативных протоколах, не подвергаясь дискриминации.
57. Мир информационных технологий дает возможность безграничные возможности обучения и общения, и вместе с тем создает по-настоящему тревожные проблемы, которые должны быть решены государствами-участниками в рамках интегрированного подхода и в соответствии со Стратегией Совета Европы по управлению Интернетом 2016—2021 гг. Совет Европы будет предоставлять руководство и поддержку для стран-участниц для гарантии участия, защиты и соблюдения прав детей в информационной среде.
5.1.Участие детей в информационной среде
58. Совет Европы в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами, действующими в этой области, будет способствовать во внедрении и защите прав ребенка на не дискриминацию, доступ к информации, свободы слова и участия в информационной среде. Будут создавать и распространяться приложения на смартфоны и планшеты, а также другие средства связи, для расширения возможностей детей, родителей и педагогов полноценно и безопасно использовать потенциал ИКТ и других цифровых ресурсов. Особенное внимание будет уделяться созданию возможностей для детей, оказавшимся в уязвимом положении, например детей-инвалидов. Опираясь на рекомендации о политике в поддержку позитивного воспитания детей и другие соответствующие документы, будут разработаны рекомендации для воспитания детей на основе прав ребенка в век информационных технологий. Руководство для стран-участниц будет разработано на основе интегрированного подхода к защите прав ребенка в информационной среде.
5.2. Защита детей в информационной среде
59. Конвенции Совета Европы являются прочной основой для защиты детей от потенциальных рисков для их безопасности и конфиденциальности в электронной среде. Совет Европы будет содействовать внедрению, контролю и поддержке Конвенции Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и насилия, Европейской Конвенции о компьютерных преступлениях и её дополнительных протоколов, Конвенции защиты личности с учетом автоматической обработки персональных данных, Конвенции о предупреждении, наказании и искоренении насилия в отношении женщин, Конвенции противодействия торговли людьми, а также соответствующих Рекомендаций Комитета министров.
5.3. Положение детей в информационной среде
60. ИКТ и информационная среда добавляют новые возможности для детей в образовании. Для содействия творческому, критическому и безопасному использованию Интернета, Совет Европы запустит общеевропейский проект цифрового гражданского образования, основанного на достижениях программы образования демократическому гражданству и правам человека, а также на результатах проекта по распространению демократической грамотности [10]. На основе многосторонних консультаций и обмена опытом, будут разработаны и представлены для внедрения в школы в государствах — участницах политические руководства и ряд стандартов цифровой грамотности граждан.
61. Интернет и социальные сети широко используются для разжигания вражды, радикализации и распространения идеологии терроризма среди молодежи. В качестве ответных мер, Совет Европы продолжит кампанию по борьбе с разжиганием вражды [11] и вкладывать в обеспечение ряда мер в сфере образования и Интернета, как прописано в Плане действий по борьбе с ужесточением экстремизма и радикализацией, ведущих к распространению терроризма, принятым Комитетом министров 19 мая 2015 года.
Приоритетное направление 5: права ребенка в информационной среде
*
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
62. Совет Европы намерен реализовать эту Стратегию посредством постоянного внимания к внедрению существующих стандартов, развитию партнерства, коммуникации и систем оценки.
1. Реализация стандартов работы с детьми
63. Для действительного достижения целей, поставленных в Стратегии, Совет Европы сосредоточит ресурсы на реализации существующих стандартов. Увеличены будут усилия по организации совместных мероприятий в случае, если у государств-участников возникнет такая необходимость, и улучшится доступ к ресурсам за счет добровольных взносов государств-участников или совместных программ. Вопросы защиты прав детей будут включены в соответствующие совместные проекты и мероприятия в других областях работы Совета Европы.
64. На основе достижений в рамках предыдущей стратегии, права ребенка останутся темой обсуждений Совета Европы и контроля исполнения конвенций по странам. Будет сделан упор на привлечение внимания и оказания поддержки странам-участницам в соответствии запланированным результатам на основе результатов контроля соблюдения прав ребенка. Этой цели возможно достигнуть с помощью систематической кооперации с Комитетом ООН по правам ребенка.
65. Учитывая большое количество актуальных правовых стандартов Совета Европы по правам ребенка, развитие новых стандартов будет подвергаться тщательной оценке на предмет необходимости и целесообразности. Права ребенка будут учитываться во всех соответствующих Конвенций и рекомендаций, разработанных Советом Европы.
2. Вовлечение всех заинтересованных сторон
66. Внедрение этой Стратегии зависит от многих акторов: стран — участниц, международных организаций, гражданского общества, уполномоченных по правам ребенка, научных сетей, частного сектора и самих детей.
67. Внедрение этой Стратегии будет проходить под руководством и при оценке результатов специальным комитетом по правам ребенка, отчитывающимся перед Комитетом министров Совета Европы. Комитет будет собран из представителей всех 47 стран Совета Европы и других заинтересованных сторон.
68. Основываясь на совместной Декларации генерального секретаря Совета Европы и исполнительного директора ЮНИСЕФ от 2007 года, обе организации, обе организации продолжат усиливать сотрудничество для максимизации соответствия программ организаций, в том числе с помощью усиления кооперации и расширения возможного регионального сотрудничества по ключевым приоритетным областям, и, соответственно, кооперацию между странами. Другими важными партнерами в этой области выступают Специальный представитель генерального секретаря ООН по вопросам насилия над детьми, Специальный докладчик ООН по вопросам торговли детьми, детской проституции и порнографии, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
69. Совет Европы, исходя из приоритетов, поставленных в данной Стратегии, будет содействовать ратификации и выполнению Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также Факультативного протокола, касающегося процедуры сообщений. Совет Европы также будет содействовать осуществлению Программы ООН по обеспечению устойчивого развития до 2030 года с учетом конкретного опыта и возможностей.
70. Кроме того, Совет Европы продолжит тесное взаимодействие с Европейским Союзом, в особенности Европейской Комиссией и Агентством ЕС по основным правам человека, которые являются ключевыми партнерами в продвижении внедрения стандартов Совета Европы. Возможности по дальнейшему усилению этого взаимодействия будут исследованы. Совет Европы также продолжит тесно сотрудничать с Советом государств Балтийского моря и международной организацией Франкофония.
71. Важными партнерами Совета Европы являются уполномоченные по правам детей и их Европейские сети, а также международные и национальные негосударственные организации. Способы увеличить прозрачность и эффективность сотрудничества с гражданским обществом будет выясняться.
72. Парламентская Ассамблея Совета Европы, Конгресс местных и региональных властей Европы, Конференция Совета Европы для неправительственных организаций, и Комиссар Совета Европы по правам человека, а также их деятельность в пределах мандата и приоритетов, будут иметь принципиальное значение для достижения целей Стратегии. Кроме того, все соответствующие управляющие, экспертные комитеты и контрольные органы будут играть важную роль в реализации данной Стратегии. Совет Европейского банка развития может предоставлять кредиты странам-участницам для со-финансирования инфраструктурных проектов в интересах детей.
73. Совет Европы продолжит взаимодействовать с отделом прав ребенка Генеральной дирекции демократии по вопросам обеспечения прав детей. Решению этой задачи будет способствовать создание Межсекретариатской рабочей группы по правам ребенка.
3. Информирование о правах ребенка
74. Важной задачей для решения Советом Европы и странами-участницами является рост информированности детей, родителей, опекунов, педагогов и политиков в области прав ребенка. Будут прилагаться дополнительные усилия в сети Интернет и использовании аудио- и видеоматериалов, а также для дальнейшего развития сайта www.coe.int/children http://www.coe.int/fr/web/children с полной, доступной и актуальной информацией о правах детей.
4. Оценка эффективности
75. Успешность этой Стратегии, рассчитанной на шестилетний период, будет оцениваться в соответствии с целями, с учетом ожидаемых эффектов, результатов для каждой приоритетной области на основе комплекса показателей. Промежуточная оценка с возможностью корректировки Стратегии будет проведена через три года под руководством стран-участниц и других заинтересованных сторон. Будут предприниматься усилия в оценке и корректировке Стратегии, чтобы должным образом учесть мнения самих детей. Кроме того, Секретариат каждые два года будет представлять Комитету министров доклад по реализации этой Стратегии.
***
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Конвенция о правах ребенка ООН
[2] Европейская Конвенция об усыновлении детей (пересм., CETS N202;2008/2011); Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (CETS N201; 2007/2010). Полный список обязательных и необязательных стандартов Совета Европы по обеспечению прав ребенка см. www.coe.int/children
[3] Под механизмами понимается: Европейский Комитет социальных прав, Партийный комитет по Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия, Комитет против пыток, Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью, Консультативный комитет по рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, Экспертная группа по борьбе с торговлей людьми, Европейская Комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), Экспертная комиссия по Европейской хартии региональных языков.
[4] С 2006 до середины 2015 года, правам ребенка были посвящены 11 совместных программ с ЕС и 17 совместных программ, финансированных на добровольные взносы.
[5] UNICEF Office of Research (2014), Children of the Recession: The impact of the economic crisis on child well-being in rich countries, Innocenti Report Card 12 (англ.яз.)
[6] Council of Europe (2015), Challenges to children’s rights today: What do children think?, chapter 10.
[7] Согласно данным, представленным в резолюции Парламентской Ассамблеи
[8] "Investing in children: breaking the cycle of disadvantage", 2013
[9] Деинституциолизация — процесс реформирования системы ухода за ребенком, подразумевающая закрытие некоторых традиционных институтов для детей (например, специализированных центров для проживания и замена на проживание в семье).
[10] Competences for Democratic Culture
[11] "No Hate Speech" campaign
***
Свежие комментарии