Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, приплыть на необитаемый остров, представить себе лицо далекого друга. Но воображение требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно у ребенка развивалось.
О детском воображении можно говорить бесконечно, настолько это увлекательная и вместе с тем важная область развития ребенка.
Давайте для начала познакомимся с некоторыми главными фактами и принципами. Возможности для развития воображения и творческих способностей есть у каждого малыша. Однако это не означает, что нужно лишь «не мешать» ребенку раскрыть их самому. Взрослые могут и должны буквально «обучать» кроху воображению, вместе шаг за шагом открывая все больше нового, захватывающего, увлекательного!Мир, созданный воображением ребенка, вовсе не является какой-то фантастической страной, живущей по своим законам. Детское воображение основано на непосредственном опыте самого малыша, который создается его реальной жизнью: привычками, поступками, событиями.
Родителям необходимо поощрять все без исключения проявления творческой фантазии малыша. Конечно, не стоит восторгаться любыми каракулями, но сказать что-то вроде «как у тебя здорово получилось!» можно всегда. Но вместе с тем стоит воспитывать в нем и определенную критичность по отношению к продуктам своего творчества. Можно завести специальную папку, альбом, полку в шкафчике, где и хранить лучшее из созданного крохой. Пусть это будут своеобразные идеальные образцы, примеры того, как много он может достичь — сам или с небольшой помощью взрослых. Почему так важно, чтобы малыш адекватно оценивал каждое свое «произведение»?
От трех до пяти
Планируя занятия с крохой, стоит учитывать следующие особенности его воображения, свя занные с возрастом.
Воображение возникает у ребенка примерно в два-два с половиной года.
На этом этапе оно находит свое воплощение прежде всего в игре. Малыш способен, играя, обращаться с реальными предметами как с воображаемыми. Так, кубик может быть грузовиком и лодкой, а палочка — ложкой и градусником. Но творческие задумки детей в этом возрасте еще не подчиняются никаким задачам, кроха не способен создать определенный замысел и воплотить его, например, в рисунке.
Все меняется примерно в три — три с половиной года.
Изменения обусловлены прежде всего тем, что дети переходят от предметных игр к сюжетно-ролевым. Их жизненный опыт обогащается, и теперь они вполне способны творить согласно предварительному намерению, сознательно воплощая его в жизнь.
В шесть-семь лет разнообразие сюжетов игр и, соответственно, ролей, которые исполняют малыши (покупатели-продавцы, доктора-пациенты), логично приводит к тому, что воображение ребенка полностью складывается как полноценный психический процесс. Теперь кроха способен действовать только в плане представлений, образов, без опоры на предметы или игровые действия.
Узнавай и фантазируй
Мы говорили, что материалом для развития воображения являются знания малыша об окружающем мире. Ведь, чтобы сравнить облака с белогривыми лошадками, нужно представлять, кто такие лошадки и какие у них бывают гривы! Из подобных «кирпичиков» воображение ребенка и собирает свои замки.
Познание крохой премудростей жизни идет по двум направлениям, одинаково важным. Первое — это обогащение опыта через освоение новых областей знаний. Скажем, вы день за днем рассказываете и показываете малышу, что животные бывают разные: птицы, рыбы, насекомые. Информация преподносится крупными блоками, главное — ее разнообразие.
ЧТО ИНТЕРЕСНО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?
Иногда интерес крохи очевиден — скажем, он обожает пиратов, рисует их, да и игры малыша носят соответствующий воинственный характер. Но порой «нащупать» детские пристрастия достаточно трудно. Что ж, продолжайте расширять горизонты знаний малыша — и заветный интерес обязательно найдется. Вы можете невзначай спросить у сына — что он посоветует подарить сыну вашей подруги? Или поинтересоваться у дочки — как она считает, чем соседская девочка хотела бы заняться в выходные? Подобные косвенные вопросы помогут выявить пристрастия малыша.
Второе направление — это углубление знаний ребенка в какой-то определенной области. Доггустим, малыш проявил особый интерес к рыбам. Тогда вы уже можете рассказать, что в реках и морях живут разные рыбки, показывать изображения особенно красивых и даже сходить в зоомагазин или зоопарк и посмотреть на живых рыб.
Можно ненавязчиво включать кроху в совместную с вами деятельность — например, вместе похозяйничать. Это тоже внесет свой вклад в развитие его опыта, знаний и умений.
В любом случае подмечайте, что ему нравится делать или что вызывает его любопытство -и предоставьте ему возможность познакомиться с этим «нечто» поближе.
Играем вместе
Игра для детей — целый мир, в котором они могут полностью реализовать свою фантазию. Но взрослым тоже стоит поучаствовать в детских забавах, только тогда они принесут крохе настоящую пользу. Вы можете включаться в игры ребенка и предлагать ему свои — конечно, с целью развития его воображения.
Когда игры ребенка начинают носить ролевой характер, следите, чтобы малыш не «зацикливался» на игре только, допустим, «в магазин», день за днем раскладывая перед куклами одни и те же «товары». После посещения поликлиники поиграйте в «доктора», «в автобус».
Вместе придумывайте, на что похожи лужи, узоры от дождя или мороза на стеклах, тени. Такие упражнения постепенно вырабатывают у ребенка умение иначе смотреть на предметы.
Мир сказок
Хорошие, проверенные временем сказки сами по себе стимулируют воображение малыша. Однако сказки можно и более целенаправленно использовать для развития творческих способностей ребенка. Читая крохе вслух, неожиданно прервитесь и предложите ему пофантазировать — а что дальше скажет принц, как поступит принцесса? Ребенок может даже нарисовать продолжение истории — а потом вы вместе сравните его с тем, что в книге.
После этого малыш, возможно, уже сможет сам придумывать сказки. Пусть сначала это будут короткие истории о чем угодно — даже, может быть, о предметах домашнего обихода (как у Г. X. Андерсена) или об овощах и фруктах. Но нужно обязательно учитывать возраст крохи — не требуйте от него слишком многого. Будьте терпеливы.
Конечно, к занятиям по развитию детского воображения относятся и рисование (обеспечьте малыша не только карандашами и фломастерами, но и красками, восковыми мелками), и лепка (можно воспользоваться и специальным разноцветным пластилином, и соленым тестом). Вы можете вместе слепить героев сказки и разыграть целый спектакль. Форма, цвет и образ «оживут» в действии, герой «заговорит», сможет «спеть» и «сплясать». В помощь себе сейчас можно купить самые разные наборы для детского творчества — и для создания скульптур, и для конструирования.
Отличная идея — самим делать поздравительные открытки и даже… магнитики для записей. Не выбрасывайте лоскутки, бусинки и прочие мелочи! Творите и фантазируйте! Какой-то из путей обязательно даст толчок развитию воображения малыша, и тогда вам нужно будет лишь искренне хвалить его и поддерживать во всех будущих начинаниях.
ДОМАШНИЙ ТЕАТР
Чтобы «расшевелить» воображение малыша, вы можете вместе с ним не только устно сочинять истории про героя, добавляя новые подробности «его жизни» и приключения, но и разыгрывать мини-спектакли — кукольные или с участием «артистов» в масках. Если вы под образы героев подберете подходящую музыку, то игра станет для малыша еще увлекательнее. Это будут прекрасные уроки по развитию воображения, эстетического вкуса и творческого отношения к любому делу.
А как развиваете воображение своего ребенка вы, И что получается? Напишите в комментариях.
Понравился пост? Поддержи, нажми НРАВИТСЯ
Свежие комментарии