Изображение: Бостонская публичная библиотека, 1897 год
В России около 3000 детских музыкальных школ. В особых школах, существующих, как правило,при консерваториях, обучаются по 10 лет, изучая и общеобразовательные, и музыкальные
предметы.
Часто слышишь из родительских уст на вопрос «зачем Вы это делаете?» ответ: «я хочу дать возможности. Я хочу дать выбор своему ребенку».
Я часто думаю об этом мифическом выборе и о возможностях, о том, что мы на самом деле даем или не даем детям, об ожиданиях, раннем развитии или отсутствии такового и т. д. и т. п.
И вот все больше мне кажется, что речь не о возможностях вовсе и не о выборе, потому что выбрать что-то может только человек, который умеет принимать решения и действовать по своему усмотрению, а это совсем отдельное умение, которому надо отдельное внимание посвящать.
Почему я так думаю и что я вообще-то имею ввиду здесь. Смотрите.
Когда малыша сажают в бессознательном возрасте за инструмент, говоря, что хотят дать ему возможность выбора, мне это кажется нечестным. Потому что если речь идет о тех самых пресловутых технических возможностях, которые можно выработать только в очень юном возрасте, то надо понимать, что это не езда на велосипеде: раз научился и не упадешь. Мы говорим о филигранной технике, которая нарабатывается многими часами в день сидения за инструментом.
Изо дня в день. Каждый день. Много много долгих лет. И только тогда можно говорить о том, что это имеет смысл. Кстати, в любом возрасте для достижения каких-то профессиональных результатов на это придется потратить уйму времени. Если речь не идет о врожденном вокальном даровании, которое Вы и так услышите и для которого не нужно начинать заниматься рано:)Но если-таки да и Вы говорите о возможностях профессионального выбора, то надо понимать, что серьезное погружение в какую-либо сферу влечет за собой несомненные дыры в других. Ведь детки, которые участся в спортивных школах или специальных музыкальных десятилетках, они по большому счету обречены посвящать себя тому выбору, который за них сделали их родители.
В три с половиной года меня отдали в серьезную школу фигурного катания. Мы занимались по два раза в ДЕНЬ, шесть раз в неделю, (кроме среды, помню, как сейчас). Спустя два года пришло время выбирать школу. И мне предложили поступить в спортивную. В спортивной школе расписание составлено так, что тренироваться по несколько раз в день возможно. Но стоит ли рассчитывать на приличное образование по другим предметам, если все внимание уделяется прежде всего физическому развитию и тому, что в музыкальных школах с ранних лет называют «специальность».
Какая здесь возможность выбора? Никакой, скажу я Вам. Этот выбор сделали родители.
Когда я думаю про эти самые «возможности», мне ничего не приходит в голову лучше, чем определение всего этого образованием. Тем самым образованием, которое давали в дворянских семьях. Когда это не называли возможностями, это было само собой разумеющимися навыками в приличном обществе.
Литература, искусство, рукоделие, музыкальное исполнительство и сочинение, танцы, физическая форма, языки, науки — это не имело никакого отношения к выбору. Это имело отношение к краскам жизни, к возможностям понять и прочувствовать то, что происходит сегодня, прикоснуться к тому, что происходило вчера и стремиться в будущее. Мы думаем о возможностях профессионального выбора, а судьба перекраивает все задом наперед. И девочка из экономического колледжа уезжает поступать в художественный ВУЗ, музыкальная девочка с абсолютным слухом забирает документы из музыкального училища и уезжает в МГУ, куда поступает с предварительных экзаменов, парень, окончивший МГУ, бросает экспедиции, начинает заниматься музыкой с нуля и становится в результате музыкантом... Это ситуации среди моих знакомых, которые сразу приходят в голову, а таких множество, если посмотреть вокруг! Все ли читающие этот текст работают по профессии? Ну и где здесь возможности выбора? Тут протест против выбора родителей.
Зачем я это пишу? Ведь это же не значит, что не надо давать детям эти самые «возможности», которые я хочу для себя называть просто разносторонним образованием.
А вот зачем. Как только мы отпускаем идею о возможностях профессионального выбора, нам становится легче жить. И мы уже можем расставлять приоритеты, правильно формулировать цели и изыскивать средства, что называется, без фанатизма. Разносторонний интересный человек — это здорово. Но важно помнить, что знания — это тоже не велосипед, на котором если научился ездить, то, ну Вы помните! Знания и умения важно подпитывать, ими важно пользоваться в обычной жизни. В противном случае эти знания и навыки рассыплются как песочные замки и, словно и не было. Шутка ли? Отходить семь лет в музыкальную школу и не уметь что-нибудь сыграть для близких и собственной души через пару лет после окончания. Спрашивается, а зачем ходить? Для галочки?
Мол, там профессионалы, пусть они и разбираются, как учить моего ребенка и чему, а я пока в сторонке постою с гордым осознанием, что у меня ребенок раз в полгода играет на академическом экзамене разные пьесы.
Это тоже самое, что учить ребенка этикету и упорно чавкать за столом. Конечно, если ребенку повезет и он попадет в среду тех, кому этикет небезразличен, он проявит себя, если к тому времени не позабудет все то, чему его учили пару раз в неделю.
Формулировать цели без мыслей о мифических будущих возможностях профессионального выбора намного проще и толку от таких достижений намного больше, потому что они ясны, а когда есть ясность, понятно, что делать.
Понравился пост? Поддержи, нажми НРАВИТСЯ
Свежие комментарии